Безбрязова Ралина Ириковна,
методист УМС ИМО по Кировскому и Московскому районам г.Казани
Республика Татарстан представляет собой полиэтнический, поликультурный и поликонфессиональный социум. Образ жизни каждого народа, населения, определенного регионом в его культурно-историческом аспекте, определяется природными условиями, национально-этническими особенностями: бытом, навыком, обычаями, культурой, структурой и уровнем развития производства. Поэтому ознакомление с истоками родной культуры, погружение в ее духовное наследие является одним из ведущих факторов нравственно-духовного развития личности, формирования чувства межнационального согласия. Именно поэтому особую значимость приобретает формирование межкультурного взаимодействия на личностном уровне.
Благодаря диалогу культур: родной и иноязычной, происходит формирование и воспитание человека культуры. Духовно образованный человек способен понимать культурные особенности народов, что в свою очередь формирует поликультурную личность.
Ключом к культуре другого народа, безусловно, является знание языка этого народа. В языке отражается история народа, его культура, традиции, обычаи, нормы поведения и т.д. Сравнивая эти аспекты, выявляя сходства и различие, происходит воспитание важных качеств поликультурной личности: патриотизма, интернационализма, гуманизма.
Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания между народами. Главной целью является осознание обучаемыми себя, своей жизненной позиции, этнических корней, развитие их мировосприятия и миропонимания.
Одна из основных задач поликультурного воспитания – выработка у учащихся навыков межкультурного общения. Это прежде всего уважение к уникальности культуры каждого народа, толерантность к культурным различиям, необычному поведению.
Знание культурных реалий другого народа позволят участникам межкультурного диалога не только адекватным образом моделировать собственное поведение, но и способствует прогнозированию ответной реакции участников общения, что обеспечивает предотвращение конфликтных ситуаций.
Таким образом, грамотно подобранный преподавателем учебный материал, а также подача данного материала учащимся в соответствии с принципом толерантности, уважения национальных особенностей других этнокультурных обществ и т.п. будут способствовать пониманию специфики социокультурного коммуникативного кода, построению коммуникативной модели с учетом экстралингвистических факторов, правильной дешифровке информации, содержащейся в скрытых коммуникативных кодах участников общения.
В современных лингвистических исследованиях языковая личность понимается как сложная многоуровневая функциональная система, включающая в свой состав уровень владения языком, коммуникативная компетенция, знания о мире.
Таким образом, развитие языковой личности учащихся происходит в тесной связи с процессом преподавания языка, культуры, истории, что создает необходимые предпосылки у учащихся к непосредственному вступлению в межкультурный диалог, а также постоянному совершенствованию имеющихся лингвокультурологических знаний.