Поликультурное образование: диалог культур

Сулейманова Ляйсан Фаритовна,
учитель английского языка
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №144” Советского района г. Казани


Ключевые слова: поликультурное образование, диалог культур, диалоговый подход в поликультурном образовании.

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен поликультурного образования и значимость диалогового подхода в поликультурном образовании.



На сегодняшний день общество вовлечено в процесс глобализации, происходит столкновение разных религий, культур, взглядов на жизнь. Требуется больше уважения, терпимости к другим культурам, религиям, умение уживаться с людьми в одном пространстве.

Поликультурное образование подразумевает процесс создания благоприятных условий для формирования у личности такой мировоззренческой установки, которая способствовала бы конструктивному сотрудничеству, основанному на приобщении к этнической, отечественной и мировой культурам [5. C.9].

Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Потребность общества в развитии поликультурного образования связано с демократизацией общественного сознания, наличием культурного многообразия и межнациональных проблем.

Целями поликультурного образования являются:

1. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию.

2. Воспроизводство и развитие национальных культур как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений.

3. Формирование российской гражданской идентичности в условиях в условиях социально-политической неоднородности регионов РФ, поликультурности народа.

4. Развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи в поликультурном мире.

5. Эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Принципами поликультурного образования являются:

- гуманизация образования

- демократизация образования

- диалог и взаимодействие культур

На становление идеи поликультурного подхода к образованию оказала огромное влияние диалоговая концепция культуры с ее основополагающей мыслью о всеобщности диалога как основы человеческого сознания и способа бытия субъекта культуры.

Диалог культур - означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой культуры. При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей.

Цели диалога культур:

1. овладение культурой национального общения;

2. формирование культуроведческой компетенции;

3. воспитание толерантности;

4. формирование представления о языке как о национальной картине мира.

Проблема диалога культур была разработана М.М. Бахтиным, В.С. Библером. Само значение диалог культур подразумевает коммуникативный процесс разных культур, которые придерживаются идеи взаимоуважения, равноправия культур. Таким образом, особое значение приобретает диалоговый подход в поликультурном образовании.

Так, С.Л. Новолодская утверждает, что целью современного образования является формирование “диалогического человека”, отличительной чертой которого является способность воспринимать мир во всем его культурном многообразии [4. C.230].

Исследования М.М. Бахтина, В.С. Библера помогли выявить следующие тенденции изучения диалога в поликультурном образовании.

Первая тенденция – повышение интереса общества, науки к человеку и как следствие – актуализация интереса к диалогу.

Вторая тенденция – интегративные процессы в науке значительно расширили терминологический смысл понятия диалог, который дал название диалоговому стилю и вошел в тексты педагогических исследований. В контексте философии диалог – специфический способ реализации сущности человека, всеобщее определение гуманитарного мышления, уникальный способ существования культуры и человека в культуре.

Третья тенденция – востребованность вузами, общеобразовательной школой, гимназиями и лицеями диалоговых форм обучения, диалогового стиля преподавания.

Четвертая тенденция – интегративный подход к изучению диалога, рассмотрению его как ключа, который открывает познание жизни как участие в диалоге с миром, другой культурой, людьми.

Пятая тенденция – это понимание сложности взаимодействия с внутренним миром человека, потому что духовные ценности нельзя передать при помощи объяснения, заучивания, приказа. Они формируются посредством образа жизни, нравственных поступков. Человек вступая в диалог, понимает себя, погружается в другую культуру.

В.С. Библер предложил такое понимание диалога, при котором все философские и культурные системы не отвергаются, а сосуществуют и взаимодействуют. Каждый субъект культуры должен пережить неполноту бытия перед бесконечным разнообразием всей мировой культуры. Таким образом, разумным решением объединения различных культур может быть признан только диалог между ними [6. c.31-42].

Диалогичность – свойство жизни, поэтому жить – значит участвовать в диалоге. Искусство жить – искусство диалога. Человек, который владеет этим, может владеть своей жизнью. Диалог в поликультурном образовании обладает специфической структурой. Предмет его обсуждения содержит неопределенность, которая в ходе обсуждения проясняется в определенность. Поэтапное развитие диалога приводит к единому результату, в основе которого – интеграция всех мнений и позиций, прошедших путь отрицания, сопоставления, углубления понимания, взаимной критики и самокритики.

Диалог с самими собой – важный и искренний самоанализ, который спасает человека от успокоенности на достигнутом, ограниченности, застоя и отражает внутренний процесс профессионально-личностного становления, саморазвития.

Диалог в поликультурном образовании помогает человеку строить партнерские отношения, внимательно слушать собеседника и адекватно его понимать. Таким образом, человек не только расширяет свой кругозор, но и раздвигает границы своего миропонимания и мироощущения.

Таким образом, диалогичность – это особое качество культуры, стремящейся к цельности.

Она позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт, всегда ищет баланса, компромисса. Как писал Л.Н. Толстой “…есть самая важное – жизнь. Но жизнь еще связана с жизнью других людей и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Жизнь – тем более жизнь, чем теснее она связана с жизнью других, с общей жизнью”.

Литература

1. Бахтин, М.М. Парадоксы диалога / М.М. Бахтин. – М.,1993. – 318с.

2. Библер, В.С. Культура. Диалог культур // Вопр.философии .-1989.-№6.с.31-42.

3. Библер, В.С. Философско-психологические предположения школы диалога культур. М.: Росспэн, 1998.-216с.

4. Макаев, В.В. Поликультурное образование – актуальная проблема /В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова //Педагогика. -1999.-с.6.

5. Новолодская С.Л. К вопросу о диалогическом подходе в поликультурном образовании // Вектор науки ТГУ, 2011. № 3(6).С.230-232.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика