Поликультурное образование в начальных классах национальной школы

Гайнуллина Ляйля Гусмановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №12» Московского района


Одна из ключевых тенденций конца XX века ? это интенсивная миграция населения из одной страны в другую, в результате чего произошло мощное перенаселение и неизбежное превращение планеты в «глобальную деревню».

Во всем мире появилась потребность смены ценностных значений и мотивационных ориентиров. Люди с особой активностью стали изучать иностранные языки и иную культуру, возможные способы приспособления к ней и адаптации в условиях совершенно другой жизни, однако при этом сохраняя в качестве фундамента свою собственную культуру. Признавая свою культурную самобытность, в настоящее время люди не всегда проявляют стремление к конструктивному взаимодействию с культурами других народов, следовательно, не совсем готовы жить в поликультурном мире [1]. В этой связи необходимо сфокусировать внимание на необходимости изменить свой взгляд и поставить на первое место решение такой важной педагогической задачи, как поликультурная подготовка, поликультурное образование и поликультурное воспитание.

Современное образовательное учреждение, решая связанные с этим задачи, потребовало от учителей и преподавателей изменить ранее использованные методы обучения и воспитания на более эффективные и их активно использовать. На уроках и в процессе внеурочной деятельности основное место занимают различные формы работы: дискуссии, симпозиумы, групповые и индивидуальные занятия, разработка различных проектов, ролевые игры, поисковая деятельность, драматизация, тренинги. В результате применения вышеназванных форм работы учащиеся начинают приобретать не только навыки поведения в затруднительных ситуациях, но и опыт их преодоления, требующего умения принимать нестандартные решения с учетом особенностей межкультурного взаимодействия. В подобной гипотетически созданной поликультурной среде происходит неизбежное повышение культуры общения.

Решая задачи поликультурного образования, необходимо осуществлять ознакомление и приобщение к культуре родного народа, которая неразрывно связана с российским и общемировым культурным наследием. Учащимся образовательных учреждений должна быть предоставлена возможность обучаться на родном или родственном им языке, а также право выбрать тот язык, на котором они хотели бы получить образование.

В настоящее время современный человек должен с уважением относиться к представителям иных культур и народов, жить с ними в мире и согласии, быть толерантным и всегда готовым к деятельному сотрудничеству. Воспитывая личность в духе поликультурного самосознания, можно сформировать ценные качества толерантности по отношению к другим народам, непримиримость к дискриминации и расизму. Поликультурное воспитание неразрывно связано с поликультурным образованием, основанным на принципах адаптации подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.

Понятие Поликультурное образование в педагогической науке означает следующее:

1) процесс создания условий для развития идеологической установки на межличностное взаимодействие и плодотворное сотрудничество на принципах приобщения личности к национальным, российским и мировым культурам;

2) образовательный процесс, а также организация учебной деятельности, направленные на повышение адаптивной культуры представителей иных (не титульных в России) национальных сообществ и иммигрантов. В реализации такого образования перед нашим государством стоит главная задача ? научить контактировать и совместно работать с людьми разных народностей, рас и вероисповеданий. Это обусловлено, в том числе, и тем, что из-за существующих религиозных и национальных различий возникает большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Задачи поликультурного образования могут быть сформулированы следующим образом.

• Каждый учащийся образовательного учреждения должен основательно и фундаментально овладеть знаниями о культуре своего народа, что окажется подспорьем для интеграции в другие культуры.

• Необходимо расширить кругозор учащихся и дать им многоаспектное представление о многогранных формах культур в мире в целом и в России в частности.

• Следует обратить внимание на воспитание положительного отношения к культурным различиям, что послужит важнейшим условием для самореализации личности в инокультурном пространстве.

• Нужно создать благоприятные условия в образовательных учреждениях для интеграции учащихся в культуры других народов.

• Требуется формирование и постоянное совершенствование знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия учащихся с представителями различных культур.

• Надо воспитывать у учащихся гуманные чувства, которые должны проявляться в межнациональном общении в духе мира, терпимости и человечности.

• Для цивилизационного развития сообщества необходимо развивать у конкретной личности умения разумно, критически мыслить и рефлексировать по поводу тех или иных событий межкультурной значимости.

• Следует осуществлять воспитание и развитие толерантности, навыков конструктивного взаимодействия с представителями социума вне зависимости от мировоззрения, статуса и культурно-конфессиональной принадлежности той или иной личности.

• Через конкретные предметы и внеурочную деятельность необходимо повышать активный интерес к своей малой родине, ее истории, а также развивать национальное мировоззрение, компетентность, достоинство через активизацию исторической памяти.

• Чрезвычайно важно формировать положительное мировоззренческое самосознание личности по отношению к своей российской культуре, развивающейся в русле поликультурных тенденций.

• Следует воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории, культуре и традициям не только своего, но и других народов.

• Организация этнопедагогической среды в образовательных учреждениях позволит заложить фундамент для формирования навыков взаимодействия личности с представителями других культур.

• Следует уделять пристальное внимание развитию культурного, личностного самоопределения учащегося [2].

Чтобы решить вышеуказанные задачи, в образовательных учреждениях, уже в начальных классах, на уроках или в процессе внеурочной деятельности каждый учитель обязательно должен предоставлять на осмысление школьникам многоаспектные сведения, например, откуда и как произошли те или иные национальные ремесла, какова история происхождения родного народа, какие особенности его творчества, как в контексте культурного развития России и всего мира он эволюционирует.

Данный подход к обучению позволит более четко определить роль и место родной культуры в процессе формирования взаимосвязи различных культур [3], не допустит ущемления по признаку межнациональной дифференциации, а, наоборот, обеспечит неразрывное культурное пространство, которое будет увеличивать социальную мобильность личности. Выделяя главную идею поликультурного образования, заключающуюся в том, чтобы обеспечить школьников определенными умениями и знаниями, нужно предоставить возможность деятельно и результативно сотрудничать с уполномоченными всевозможных культур. Другими словами, главная и одна из важнейших задач поликультурного образования в России заключается в воспитании гуманного отношения к различиям иных культур и в специальной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. В процессе воспитания толерантности и уважительного отношения к людям других национальностей необходимо способствовать развитию коммуникационных и творческих способностей учащихся, совершенствовать интерес к традициям, обычаям и культуре других народов. На уроках, а в особенности на внеурочных занятиях, следует знакомить детей с мировыми религиями, работать над формированием положительного и уважительного отношения к различным конфессиональным течениям, представителям всевозможных вероисповеданий. В образовательных учреждениях, где могут обучаться дети разных национальностей, разных статусов и всевозможных взглядов, учителям и преподавателям необходимо обратить внимание на воспитание их толерантности в отношениях друг к другу, несмотря на разный цвет кожи, социальное положение и мировоззрение [4]. Вышесказанное подтверждает необходимость учить толерантности так, как изучаются все остальные учебные предметы. Немаловажно и то, что необходимо воспитывать у учащихся способность принимать других такими, какие они есть, научить их терпимо относиться к самобытности представителей иной культуры, уметь разумно разрешать конфликты, творчески направлять различия в русло конструктивного диалога. В результате воспитательной работы на уроке и вне урока учащиеся приобретают новые знания о традициях разных народов мира, у них формируется уважительное отношение к людям, а, следовательно, развивается толерантность.

Работая в образовательных учреждениях с 1988 года, имея 30-летний стаж работы, мною (автор данной статьи) выпущено 10 выпускных классов начальной школы. Приходилось работать именно в национальных татарских школах и гимназиях. Хотелось бы отметить, что каждый ежегодный набор учащихся начальной школы являлся собой пестрый национальный состав детей: это были узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, чеченцы, калмыки. В 2003, 2014, 2018 г. возникали определенные трудности при обучении и воспитании учащихся разных национальностей. В основном, они выявлялись при изучении русского и татарского языков. В прошлом году в 4 класс пришли дети-представители разных национальностей из различных образовательных учреждений, которые стали обучаться в гимназии с татарским языком обучения. За полгода учащиеся начали читать и писать на татарском языке. Однако во взаимоотношениях между детьми из стран ближнего зарубежья и детьми уже сформировавшегося коллектива и их родителями в течение всего учебного года были замечены сложности. Родители и дети не могли привыкнуть к культурным особенностям, традициям и религиозным обычаям татарского народа. Периодически приходилось проводить воспитательную работу среди учащихся и выявлять социально-педагогические проблемы во взаимоотношениях между детьми других национальностей.

Считаю, что в таких ситуациях работа классного руководителя должна быть направлена на реализацию в процессе внеурочной деятельности различных мероприятий, посвященных уникальности национальных культур, что будет способствовать обогащению внутреннего мира ребёнка. Воспитательная работа в многонациональном коллективе необходима с учетом особых требований: она должны быть тщательно продумана, поэтапно запроектирована и логична на всех ее периодах.

В процессе педагогической деятельности были проведены многообразные по формам мероприятия, которые имели формат поликультурного диалога, способствующего развитию всесторонней личности, ее национальной идентичности. Каждый год в нашем учебном заведении стало традицией включать в план воспитательной и внеурочной деятельности национальные фестивали и праздники «Дружба народов». Такой вид взаимодействия позволяет сплотить детский коллектив и их родителей, поскольку уже в период подготовки к таким мероприятиям учащиеся совместно с родителями занимаются поиском и созданием своими руками национальных костюмов, самостоятельно составляют увлекательные презентации, изучают танцы разных народов и в соответствии со своими способностями учатся исполнять национальные песни, делятся секретами кухни разных народов мира. Для уменьшения этноцентризма в детском коллективе необходима организация таких праздников, мероприятий и международных фестивалей, которые изменяют и обогащают внутренний мир учащихся. Дети начинают ценить в себе и других личность и индивидуальность, в характере формируется такая черта, как уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам разной национальности. Совместная организация и проведение мероприятий учителями, родителями и детьми способствуют решению задач, которые направлены на взаимопонимание, взаимообогащение этнокультур, построение уважительного диалога, на разрушение предубеждений и стереотипов. Такие мероприятия служат формированию содружества и благоприятного полиэтнического климата в детском коллективе.

Литература:

1. Хупсарокова А.М. Формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов / А.М. Хупсарокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – с. 8.

2. Еликоева А.К. Поликультурное образование в Республике Северная Осетия-Алания: социологический анализ / Автореферат, г. Владикавказ. – 2015.

3. Зинурова Р.И. Проектирование этнической социализации в системе высшего образования (образование - как фактор этнической социализации студента высшей школы) / Р.И. Зинурова // Казанский педагогический журнал . – 2005. - № 1. - стр. 25-33.

4. Таскарина Ж.М. Социальные проблемы современного общества: способы предотвращения и решения конфликтов / Ж.М. Таскарина // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции: «Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика». – 2013.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика