Роль предмета «Русский родной язык» в социализации личности

Сафарова Лейсан Фирдинатовна,
учитель родного языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22–Центр образования»
Советского района г. Казани


Исходя из требований современного общества, где существует необходимость в высокообразованных, инициативных, предприимчивых молодых людях, перед школой стоит задача воспитания у детей высокого уровня нравственной культуры, обучения правилам поведения в обществе.

В центре всегда оказываются вопросы культуры человека. Каким образом люди умеют разговаривать, понимать позицию другого человека, как люди могут общаться, что в конечном итоге приводит к формированию конкурентоспособной личности в социуме, где коммуникабельность и умение общаться являются одними из основных качеств? Эти вопросы являются наиболее актуальными в нашем обществе, ведь в условиях современного рынка труда и быстро меняющегося информационного пространства, обучающимся необходимо быть востребованными и конкурентоспособными.

По определению, конкурентоспособность это свойства личности, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а так же к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы, и с этим тяжело не согласиться…

В условиях современного общества произошли изменения в содержании образования через введение такого учебного предмета как «Родной русский язык», входящего в образовательную область «Родной язык и родная литература».

С одной стороны, наблюдаемая низкая культура речи в современном обществе, особенно учащихся, объясняет востребованность курса, который призван внести свой вклад в развитие культуры общения, мышления и, разумеется, речи.

С другой стороны - это проявление внимания к активной языковой личности, владеющей новыми формами коммуникации уже на этапе школьного образования.

Ведь и умение рассуждать, и умение вести деловую беседу, спор с использованием форм речевого этикета стали в наше время неотъемлемой частью профессиональной культуры человека. Исследования ученых показали, что карьерный рост специалистов, занятых в технических отраслях, социальной сфере, лишь на 15% обусловлен их специальными знаниями и на 85% умением общаться с коллегами, устанавливать, поддерживать деловые контакты. Действительно, в наше время умение общаться - это путь к успеху в профессиональной деятельности. Именно этому учителя должны научить своих учеников.

«Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете», - утверждал Джон Рокфеллер.

Обращаясь к практической стороне современного школьного образования по углублению знаний, учителя родного языка ставят целью развитие устной и письменной речи, практическое усвоение стилевых особенностей деловой речи в сравнении с другими стилями, овладение обучающимися формами делового стиля как частью культуры письменного общения.

Перспективы введения предметной области «Родной язык и родная литература» в системе современного образования позволяют выделить особую значимость привития навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения в подготовке обучающегося к выбору и получении профессии, а при дальнейшей жизни – успешной профессиональной деятельности.

Очень важно научить обучающихся оформлению таких деловых бумаг как, автобиография, заявление, доверенность, расписка, характеристика, резюме, апелляция, необходимых в жизни современного человека при поступлении в учебное заведение и на работу, ведь правильность речи – фундамент языковой культуры.

Исходя из требований к результатам обучения, современному выпускнику необходимо четко знать нормы построения предложений, нормативное ударение, точность словоупотребления, так как в современном русском языке произошли изменения в активном словоупотреблении, а речь учащихся все больше и больше насыщается жаргонными и вульгарными словами. Сквернословие охватило все ипостаси речи. Как писал А.И. Солженицын, «его можно услышать не только при посадке на загородный автобус, но и в задушевных беседах».

К сожалению и в средствах массовой информации часто используются заимствования, например англоязычные: бистро, шопинг, сейл, мейкап, дрес-код, тест-драйв, что вытесняет реалии русского языка.

Поэтому, по мнению учителей, в планирование уроков необходимо включить следующие темы: «Болезнь современного словоупотребления», «Как избавиться от сквернословия?», «Что засоряет наш язык?», так как темы и проблематика курса необходимы не только на момент изучения, но и для дальнейшей жизни.

На основании этого можно утверждать, что введение предметной области «Родной язык и родная литература», окажет положительную роль в социализации личности обучающихся на любом этапе обучения и поможет достичь успехов в личной и общественной жизни.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика