Развитие творческого потенциала учащихся на уроках татарского языка и литературы

Каюмова Гелюся Фаридовна,
доцент кафедры татарской литературы
Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н.Толстого КФУ,
кандидат филологических наук


Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы развития творческого потенциала учащихся на уроках татарского языка и литературы. Условия окружающей, в том числе образовательной среды признаются авторами статьи как не единственное, но важное условие развития креативности, нестандартного мышления. Согласно ФГОС, школьное обучение должно быть ориентировано не только на достижение предметных и метапредметных результатов, но и личностных. Рассматриваются работу над развитием творческого потенциала как направленную на формирование личностных результатов, так как умение нестандартно мыслить может рассматриваться как личностное качество, способствующее самоопределению с профессией, с собой как личностью. Показано, что современные учебники по татарскому языку и литературы ориентированы на актуализацию творческого мышления. В то же время подчеркивается, что учебник – лишь опора, большую роль играет творческое осмысление самого педагога заданий, предложенных в учебниках и методических трудах.

Ключевые слова

Творческое мышление, творческие способности, творческий потенциал, учебник, проектная деятельность, кейс-технология, беседа.

Введение

Творчество – сложный, противоречивый процесс, психология которого трудно поддается объяснению. Уже античные философы обращали внимание на творчество как качество человека и даже считали, что именно это качество приближает его к богам. Интерес к данному феномену не угасает, а все увеличивается, что объясняется определяющей ролью творчества в развитии личности, общества и государства. Современный образовательный процесс характеризуется реформами, изменениями, модернизацией, которые обусловлены быстро меняющимися реалиями современности. В науке не раз высказываются мысли о том, что от современного человека требуется быстрота реакций, вариативность действий, нестандартность в решении разнообразных профессиональных и личностных задач [1: 3]. Необходимость творческого мышления и способностей перестает быть прерогативой определенной группы лиц (музыкантов, поэтов, художников), а, как пишет Эдвард де Боно, потребность в творчестве уже достаточно ясно осознается и в бизнесе [2: 9].

В условиях социально-экономических изменений общество выдвигает перед образовательными учреждениями новый социальный заказ – формирование личности развивающейся, максимально вписывающейся в новую общественную систему. Несмотря на то, что в последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, ее характеристика, критерии далеко не однозначны. Описывая особенности мышления, характеризующее творческого человека, необходимо подчеркнуть быстроту – способность высказывать максимальное количество идей; гибкость – многообразие идей, легкость ассоциирования; оригинальность – способность порождать нестандартные идеи; разработанность – умение совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид. Высокоразвитое творческое мышление является необходимым качеством успешной личности современности, поэтому целесообразно предположить, что работа над развитием творческого потенциала должно занимать центральное место на уроках татарского языка и литературы.

Таким образом, актуальность темы данной статьи определяется возрастающим интересом ученых и исследователей к условиям развития творческих способностей учащихся; недостаточностью системных исследований в сфере методики обучения нестандартным технологиям на уроках татарского языка и литературы. Учитывая вышесказанное, задача данной статьи группируется вокруг раскрытия возможностей уроков татарской литературы в развитии творческого потенциала.

Методы исследования

Ставим перед собой цель определить потенциал уроков татарского языка и литературы в развитии творческого потенциала. Достижение цели обуславливается решением следующих задач: определить потенциал учебников татарского языка в развитии творческого потенциала учащихся; определить потенциал учебников татарской литературы в развитии творческого потенциала учащихся; выявить условия развития творческого мышления на уроках татарского языка и литературы. Для решения поставленных задач были применены следующие методы: метод теоретического анализа литературоведческой, лингвистической, педагогической и методической литературы; анализ современных учебников по татарскому языку и литературе, а также общенаучные методы описания, сравнительно-сопоставительный метод.

Результаты исследования

Накопление опыта и знаний являются необходимым условием для творческой деятельности. Нами были проанализированы современные учебники по татарскому языку и литературе. Рубрики действующих учебников по родному языку в тюркоязычных школах представляют всего два вида заданий, заявленных авторами:

1) задания на развитие речи;

2) задания на самостоятельное выполнение.

На самом деле задания, предложенные авторами учебников достаточно разнообразны и направлены на формирование и прочного фундамента знаний, и творческую личность. Проиллюстрируем свое утверждение несколькими примерами (примеры взяты из учебника для 9 классов (автор – М.Закиев):

– Вследствие того, что некоторые звуки не имеют собственные буквы возникают определенные сложности в написании слов. Организуйте беседу на тему «Необходимо ли изменять татарский алфавит?» и представьте свое мнение в сочинении [8: 18].

Комментируя данное задание, отметим, что проблема смены алфавита была особенно актуальна два десятилетия назад. Однако, как считают авторы учебника, проблема не теряет своей актуальности и предлагают учащимся задуматься над путями ее решения. Так как в данном случае не может быть одного единственно верного варианта ответа, данный вопрос можно выделить проблемным вопросом для кейса. В таком случае учитель должен будет предоставить информационную базу (список научной литературы и интернет-ресурсов по теме кейса) для подготовки, направляющие вопросы, способствующие решению проблемы.

Задание : составьте словник из известных вам неологизмов [8: 30].

На основе данного задания целесообразно организовать проектное исследование с предоставлением конечного продукта – школьного словаря неологизмов татарского языка. Наш акцент именно на проектной деятельности обусловлен тем, что он является «интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся» [14: 72].

Проектная деятельность учащихся осуществляется поэтапно.

На подготовительном этапе в данном случае выдвигается задача обосновать актуальность создания школьного словаря неологизмов. В ходе беседы о роли неологизмов в жизни, о факторах, которые провоцируют всплеск образования новых слов, учащиеся должны самостоятельно обосновать необходимость организации такой работы. Подготовительная работа направляется на развитие личностных результатов, в частности, сознании учащимися своей этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры.

На этапе планирования учащиеся в соответствии со своими возможностями, предпочтениями распределяются на разные группы и планировали свою деятельность. В процессе выполнения проекта учащиеся могут разбиться на следующие группы:

1) первая группа: работа с неологизмами – заимствованиями из английского языка;

2) вторая группа: работа с неологизмами – забытыми арабо-персидскими заимствованиями, вновь актуализировавшимися в начале ХХI века;

3) третья группа: написание вводного слова к словарю неологизмов.

4) четвертая группа: подбор иллюстративного материала для словаря неологизмов.

Важным этапом проектной деятельности является исследовательская работа. Критериями данного этапа являются научность и самостоятельность. Учащиеся, опираясь на лексикографические источники, выясняли значения собранных слов. Сложность заключается в том, что далеко не всегда словари успевают зафиксировать такие изменения в языке, как появление новых слов. Часто слова встречаются в языке СМИ, поэтому учащимся приходится анализировать слово в контексте и предлагать собственную словарную статью о тех или иных словах-неологизмах. На данном этапе у учащихся происходило развитие таких личностных достижений как развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.

На этап проработки выводов целесообразно посвятить по возможности отдельный урок или его большую часть. На данном этапе мы считаем важным то, что происходит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

На этапе представления готового продукта учащиеся предлагают макет будущего словаря (электронный вариант). Каждая групп представляет ход своей деятельности, знакомит с результатами своей работы и их ролью в конечном результате. В процессе данной работы происходит формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (например, приходит осознание того, что благодаря взаимопомощи, единению, взаимным уступкам становится возможным работа на результат); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (представление готового продукта и своей роли в процессе создания продукта перед аудиторией требует стилистически грамотной постановки речи, точного, выразительного говорения и умения аргументированно отвечать на поставленные вопросы).

На этапе оценки процессов и результатов можно организовать беседу, в которой учащиеся проекта отвечают на вопросы: каковы положительные моменты хода исследования, с чем они связаны? Были ли неудачи или промахи, каковы их причины? На данном этапе работа способствует достижению таких личностных результатов как развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Конечно, по желанию учителя и учащихся, организация проектной работы может быть реализована и в других направлениях.

– напишите сочинение на тему «Родное село», используйте географические названия вашего края [8: 120].

Нам представляется, что такое задание, безусловно, способствует творческому мышлению, развитию речи, помимо этого у учащихся, задействованных в данной работе формируется интерес к родному краю, его истории, истории возникновения, этимологии географических названий родного края.

Очень много заданий ориентированы на организацию беседы по той или иной теме. При этом задача учебника – предложить неоднозначный, интересный вопрос, актуальный и настоящее время, вокруг которого может развиться настоящая дискуссия или увлекательная беседа. Следует помнить, что не меньшую ответственность несет за эту беседу и учитель, который должен обеспечивать приток разных мыслей, побуждать учащихся к творческой мыследеятельности при помощи наводящих вопросов. Мы совершенно согласны с мнением Ф.Габидуллиной, которая подчеркивает, что беседа, диалог на занятии в первую очередь зависит от правильно поставленных, удачно подобранных вопросов [3].

Не меньшее внимание к формированию творчески мыслящей личности уделено авторами учебников по татарской литературе. Рассмотрим некоторые вопросы и задания, которые могут подтолкнуть и подталкивают учащихся к поиску нестандартных решений. Данные приведены в виде таблицы.

Табл. 1.

Творческие вопросы и задания на уроках татарской литературы

(на примере учебника татарской литературы А.Закирзянова, 9 класс)

































Табл. 2.

Сопоставительное изучение произведений разных народов





























































Конечно сопоставительная работа проводится не самостоятельно учащимися, а в ходе эвристической беседы. Авторы учебников предлагают много заданий и вопросов, требующих обмен мнениями, организации беседы. Ученые высоко оценивая достоинство метода беседы на уроках литературы, пишут: «живое общение учителя и ученика в процессе анализа художественного произведения в классе происходит главным образом в беседе» [15: 55]. Н.И. Кудряшев предлагает использовать эвристический метод при организации аналитической деятельности учащихся: анализ эпизода, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ образов героев, сравнительная характеристика героев, сочинение на частные и обобщающие темы» [9: 84]. Диалогическое общение на уроке литературы подробно рассмотрено С.А. Леоновым. Ученый выдвигает следующее положение: «Опираясь на общенаучную теорию диалога, учитывая специфику школьных уроков литературы целесообразно использовать в целях развития речи учащихся следующие виды диалогов: учебно-критические, учебно-литературоведческие, включая комментаторско-текстологические, как разновидности межличностных диалогов, и театрализованно-художественные как диалоги функционально-ролевые» [10: 60]. Задания должны активизировать внимание читающих к особенностям словесного по изображения жизни, они должны быть направлены на то, чтобы учить юных читателей видеть жизнь, рисуемую в книге, с помощью образного слова слышать голос автора. Такая деятельность оказывает положительное влияние на развитие творческого потенциала учащихся.

Однако стоит отметить и тот факт, что развитие творческой личности происходит при соблюдении некоторых условий, без соблюдения которых творческий потенциал учащихся может остаться лишь на интуитивно-творческом и репродуктивно-творческом уровнях. Цель уроков родного языка и литературы – развить творческий потенциал учащихся до креативно-обобщающего и креативно-исследовательского уровней. Анализ теоретической и методической литературы способствовали выявлению следующих условий достижения данной цели [1, 9-13]:

1) оценивание не только конечного результата, но и самого процесса творчества. Для этого нам представляется важным не ограничиваться заданиями типа написание сочинений, эссе, рефератов и т.д., которые будут выполняться учащимися самостоятельно дома, а включать творческие задания в ход урока. прекрасные возможности для этого предоставляют такие инновационные технологии как кейс-технологии, деловые игры, ролевые и имитационные игры и т.д.

2) поощрение желания экспериментировать с материалами, формами, идеями, техниками, выразительными средствами. Отсутствие желания экспериментировать превращает творческий процесс в репродуктивную деятельность. Сравнительно недавно проекты, кейсы, квесты были новым явлением в школьном, в том числе литературном обучении. Сегодня многие из инновационных методов уже знакомы учащихся, поэтому изучение новых, в том числе нетрадиционных форм, методов стоит одной из перспективных задач для учителя. Нам представляется эффективным метод буктрейлера, тем более что он является новым методом в педагогике, а учителя-литераторы считают его наиболее эффективным средством пропаганды, рекламы досугового чтения. Данный метод создает огромное пространство для экспериментов с ИКТ-технологиями, музыкой, интеграцией разных отраслей и искусств. Но главным условием является понимание учащимися концептуальных основ произведения, по мотивам которого создается буктрейлер.

3) обеспечение межпредметных связей. Как было отмечено выше, многие инновационные методы ориентированы на то, что учащимся приходится интегрировать знания и умения и способностей к разным наукам, искусствам. Художественное произведение, освещая разные аспекты человеческой жизни, разные исторические эпохи, разные общественные явления создает прекрасные условия для обеспечения межпредметных связей. Приведем некоторые примеры, обратив внимание на те произведения, которые включенные в школьную программу:

– Р.Миннуллин, «Мама, я видел щенка!» (6 класс): татарская литература + зоология + психология. То есть на данном уроке можно привлечь проблему содержания домашних животных в условиях городской квартиры, проблему бродячих псов, сделать краткую характеристику детской психологии с акцентом на то, почему маленькие дети часто мечтают о четвероногом друге.

– Н.Фаттах, «Итиль-река течет» (9 класс): татарская литература + история.

Кроме того, в литературоведении часто встречаются работы сравнительно-сопоставительного характера, в которых обеспечивается межпредметные связи русской и татарской литератур [4]. Такая тенденция заметна и в учебниках. Так, в 9 классе предусматривается сравнительный анализ произведений А.Гилязова «В пятницу, вечером» и А.Солженицына «Матренин двор».

4) создание атмосферы творчества. Заинтересованность творческой деятельностью заразительна. Если педагог увлеченно объясняют, показывают, предлагают способы действия или подталкивают к самостоятельному решению проблемной ситуации, учащиеся тоже включаются в процесс. А вот если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, то, по мнению ученых, ее результаты будут намного ниже, чем реальные возможности учащихся.

5) обеспечение восприятия творческой деятельности не только как увлекательного времяпрепровождения, но и серьезного занятия.

6) материальное обеспечение. Данное условие продиктовано реалиями современности. Несмотря на то, что история знает немало примеров, когда высоких творческих результатов достигали дети, выросшие в бедных семьях, современные ученые про данный пункт пишут, что «без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов» [11: 160]. Мы не считаем, что данный фактор является решающим в работе над развитием творческого потенциала на уроках татарского языка и литературы, скорее хотелось бы обозначить его как обеспечение знакомство учащихся с последними тенденциями в литературоведении [5-6].

Обсуждение и выводы

Таким образом, после описания феномена творчества и творческой деятельности, мы рассмотрели возможности развития творческого потенциала личности на уроках татарского языка и литературы. Анализ учебников татарского языка и литературы позволяет рассматривать их как основу для воспитания творческой личности, что связано с тем, что задания, адресованные для учащихся, имеют разный характер: есть много вопросов, предложенных для обсуждения в классе; проблемных вопросов; предложено много тем для сочинения, работ реферативного характера. На наш взгляд, многие вопросы, задания из учебника можно использовать как основу для кейсов или проектных работ учащихся. Также мы считаем целесообразным использовать в работе с учащимися метод буктрейлера, который позволит использовать творческий потенциал самых разных учащихся. Все вышесказанное подтверждает, что на уроках татарского языка и литературы можно и нужно уделять внимание творческому процессу, при этом важно оценивать не только результат, но и процесс; поощрять желание экспериментировать; обеспечивать интеграцию разных областей наук и искусств; создавать атмосферу творчества; воспринимать творческую деятельность как серьезное занятие; знакомиться с последними тенденциями и направлениями научных работ. Именно в таких условиях развивается творческое мышление, точнее говоря ее скорость, гибкость, оригинальность и разработанность.

Список литературы

1. Белькова А.Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности: автореферат дис. … канд. пед. наук / А.Н. Белькова. – С-Пб., 2012. – 21 с.

2. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно / пер. с англ. Д.Я. Онацкая. – Минск: ООО «Попурри», 2005. – 416 с.

3. Gabidullina, F., Akhatova, Z., Karimova, I., Glukhova, O., & Zakirov, R. (2018). Ethical discussions in the national literature as a form of moral education of the students. Journal of Social Studies Education Research, 9(2), 295-305. doi:10.17499/jsser.91257

4. Gabidullina F.I. (2014) Religious motives in the work of Sagit Sunchalay and Anna Akhmatova Journal of Language and Literature Том: 6 Выпуск: 2 Страницы: 369 – 371

5. Gabidullina, F.I., Sattarova, G.G. (2015) Reflects the traditions in contemporary prose Mediterranean Journal of Social Sciences Том: 6 Выпуск: 5S2 Страницы: 201 – 203

6. Gabidullina, F., Minnullina, R., Nureyeva, A. (2017) The concept of the character in the novels of Gayaz Ishaki Man in India Том: 97 Выпуск: 10 Страницы: 177 – 182.

7. Закирҗанов Ә.М., Фәхретдинова Г.М. Әдәбият дәресләре. 9 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен д-лек. 2 кисәктә. 2 нче кисәк. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2015. – 255 б.

8. Зәкиев М.З., Ибраһимов С.М. Татар теле. 9 сыйныф: татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2015. – 135 б.

9. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения - М.: Просвещение, 1971. – С. 76 – 105.

10. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. – М.: Флинта, 1994. – 224 с.

11. Майорова В. Новый жанр. Буктрейлер в современной школе // Классное руководство и воспитание школьников. – 2016. – № 7-8. – С.10-11.

12. Орлова Л.К. Специфика формирования творческих способностей на продвинутом этапе обучения английскому язык // Проблемы творческого развития личности в системе образования: Сборник статей по материалам III Всероссийского научно-практического семинара 31 марта 2016 г., Москва / Сост. А.В. Криницына. – М.: ИХОиК РАО,2016. – С. 135-137.

13. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Академия, 2010. – 352 с.

14. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества А.С. Пушкина в 9 классе): дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 207 с.

15. Федорова Т.В. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы: дис. канд. пед. наук. – М., 2003. – 295 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика