Динара Исламовна Зиятдинова,
Заместитель директора по воспитательной работе,
Анна Андреевна Гусейнова,
педагог-организатор
МБОУ «Татарская гимназия №11»Советского района г.Казани
(из опыта работы МБОУ «Татарская гимназия №11» Советского района г. Казани)
Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни.
Материалы исследований показывают, что родительские образцы поведения в отношениях к детям и другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном модели поведения для их собственных детей. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе [3, с.137; 9, с.82]
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность.
Поэтому взаимодействие школы и семьи является ключевой взаимосвязью между педагогами и родителями в процессе их совместной деятельности и общения. В результате этого взаимодействия развиваются обе стороны. Следовательно, сотрудничество школы и семьи – это важный механизм их взаимного развития. И на сегодняшний день такое сотрудничество становится все более актуальным и востребованным.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между школой и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Все формы с родителями подразделяются на
• коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
В настоящее время в стенах гимназии уделяется большое внимание взаимодействию семьи и школы. С начала 2018-2019 учебного года в гимназии стартовал проект нетрадиционной формы сотрудничества семьи и школы – интеллектуальная викторина «БелQuiZ».Целью проектаявляется побудить интерес у родителей к татарскому языку, литературе, национальным традициям, истории, наукам, а также укрепить взаимоотношения института семьи и школы.
Задачи проекта.
1.Побудить родителей учащихся гимназии к единой деятельности;
2.Укрепить отношения между гимназией и учениками, родителями;
3.Создать центр национальной культурной среды;
4.Сохранить и укрепить культурные ценности нации.
За основу данного проекта была взята интеллектуальная игра «Квиз», в ходе которой участники отвечают на вопросы разного уровня сложности. Поскольку проект «БелQuiz» несет в себе национальный компонент («бел» - в переводе с татарского «знай»), вопросы викторины составлены с упором на такие темы, как мир татар, татарский язык и литература, история и традиции народа, а также включены вопросы из разных сфер нашей жизни, таких как искусство, культура, общество, быт и др.
В данном проекте принимают участие родители учеников гимназии. Для начала они объединяются в группы и отвечают на вопросы ведущего. Время для ответа – одна минута. После чего, ответы команд вносятся в бланк и сдаются членам счетной комиссии.
В ходе обсуждения ответовпроисходит активная дискуссионная деятельность, при том, что дети в игре участвуют как болельщики,отвечая на дополнительные вопросы, они, тем самым помогают своим родителям. Таким образом, и дети, и родители вовлечены в игровой процесс.
В ходе игры родители являются наглядным примером того, как нужно взаимодействовать с участниками коллектива, тем самым формируя коммуникативные навыки и познавательный интерес у детей.
Соревновательная составляющая игры развивает чувства сопереживания и эмпатии, что является необходимым качеством для формирования устойчивого морального облика личности.
В результате такой совместной деятельности происходит укрепление отношений между гимназией, учениками и родителями.
По итогам серии интеллектуальных игр организаторами проведена анкета среди родителей и детей. В части вопросов по укреплению семейных ценностей 78% респондентов отметили эффективность совместных интеллектуальных марафонов. Кроме того, по результатам опроса было выявлено что у 84% учащихся есть потребность в неформальном общении со своими родителями.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования показали, что в семьях учащихся уделяют недостаточное внимание совместному интеллектуальному развитию. Но при этом, родители отмечают, что хотели бы, чтобы их дети переняли данный опыт и новые семейные традиции в свои будущие семьи. Создание новых традиций важно не только для воспитания детей, но и для самих родителей. Они способствуют сплочению семьи, интеллектуальному развитию, пониманию того, что семья - единое целое.
На сегодняшний день можно сказать о том, что проект «БелQuiz» набирает обороты. Все большее количество семей проявляет интерес к игре и становятся ее участниками. В дальнейшем планируется диссеминация опыта другим образовательным организациям.
Использованная литература:
1. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
2. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii