Дополнительное образование – взгляд в будущее

Юлия Геннадьевна Игнашева,
начальник Информационно-методического отдела
Управления образования ИКМО г.Казани


В последние годы в Республике Татарстан прослеживается тенденция к привлечению в школы, колледжи, университеты системы дополнительного образования. В связи с этим наблюдается постепенный переход от традиционной системы ведения образования к «информационной», главной целью которого является дополнительное образование, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности для детей и взрослых. Дополнительное образование становится мотивацией, позволяющей обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно в современном обществе. Истоком формирования дополнительного образования – является внешкольное воспитание, которое представляет собой кружки, клубы, мастерские, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Основными из которых является приучение молодежи в определенному виду деятельности в сферах: культурно–творческих, научно–практических, спортивно–оздоровительных и т.д.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на:

1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

2. Дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области физкультуры и спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).

Дополнительное образование, по своему содержанию, является всеохватывающим. Нет ничего, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности, это - живая , сфера сознания ,система общественных и духовно–нравственных отношений. Поэтому дополнительное образование для самых разнообразных интересов детей и подростков.

Сильные стороны есть у каждого ребёнка, их необходимо развивать и поддерживать. Кто - то силен физически, кто - то сочиняет стихи, кто – то прекрасно рисует. Уникальность, индивидуальность, неповторимость ребёнка – необходимо учитывать, таким образом, система дополнительного образования повышает у детей уверенность в себе и поднимает их самооценку, а проблемы поведения - корректирует, организовывает интересный досуг и развивает всесторонне.

Дополнительное образование было всегда интересно детям своей неформальностью. Во многом, они противопоставляли школу и внешкольную активность. Кроме того, дополнительное образование не было ни обязательным, ни оценочным (за исключением программ, направленных на высокие спортивные или творческие достижения). А раз так, многие сотни тысяч мальчиком и девочек ходили на занятия с удовольствием круглый год. Летом дополнительное образование продолжалось в пионерских лагерях и детских санаториях, домах отдыха. о, пожалуй, именно дополнительное образование, пусть это не покажется парадоксальным, может спасти школу. Да, долгие годы именно школа, основное образование были главными. Но так получилось, что именно школьная рутина, жесткая привязка содержания школьного образования, быстрое развитие интернет-технологий и информационных потоков при сохранении в школе многих старых методов обучения, привязки содержания школьных предметов к устаревшим взглядам на научные дисциплины, ориентация школьных предметов на итоговую государственную аттестацию делают школу все менее привлекательной для учащихся. Школа в значительной степени формализует образование, делает его неинтересным, снижает мотивацию. Дополнительное образование при этом начинает все более активно забирать у школы ее функции по передаче новых знаний, навыков и в сфере технического творчества, и в художественно-эстетической сфере. Возможность выбора занятий по душе делает дополнительное образование частью выбираемого профиля и будущей профессии. К сожалению, в старших классах на дополнительное образование остается уже очень немного времени, школа забирает максимум на подготовку к экзаменам и поступлению в вузы.

Дополнительное образование детей находится в стадии своего развития. Участники данного процесса стремятся к достижению лучших результатов, достижению наивысших показателей своей деятельности. Система данного образования не просто дополнение к общему или профессиональному образованию, это отдельный компонент всей системы образования РФ, которому необходимо изменяться с течением времени, быть на полшага впереди, впитывать в себя все инновации. Развитие гармоничной и всесторонне развитой личности подрастающего поколения страны - в руках дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образования является неотъемлемой частью в становлении личности человека. Дополнительное образование является связующим звеном между системой современного образования и получению навыков.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций