Профориентация средствами дополнительного образования

Морозова Галина Николаевна,
заведующая техническим отделом, методист, к.п.н.,
Григорьева Анна Игоревна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦВР» Авиастроительного района г. Казани


В современных условиях развития нашего общества остро стоит вопрос о необходимости поиска эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии. Сегодня неотложной стала задача подготовки образованных, самостоятельно и творчески мыслящих, профессионально ориентированных молодых людей, способных и готовых трудиться в новых экономических условиях. Недаром требования Федерального государственного образовательного стандарта выдвигают умение ориентироваться в мире профессий и понимание значения профессиональной деятельности для общества в целом и каждого в отдельности в разряд важнейшей компетенции современного человека.

Центр внешкольной работы Авиастроительного района (далее -Центр) всегда старается мобильно и своевременно откликаться на запросы общества. Поэтому работа по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся заняла одно из приоритетных мест при разработке Программы развития нашего учреждения на 2015-2020 г.г.

Известно, что профессиональная ориентация - это система общественного и педагогического воздействия на детей и молодёжь с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к этому сознательному выбору. В учреждении дополнительного образования она имеет свою специфику. Если в школе профессиональная ориентация направлена в основном на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, то в учреждении дополнительного образования учащиеся на практическом опыте узнают и определяют свои склонности и способности, удовлетворяют потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении. Тем более, что ребенок приходит на занятие заниматьсятем, что ему по душе, уже сделав свой выбор.

Центр– это то пространство, где обучающиеся включаются в будущую профессиональную деятельность, где у них формируются социально и личностно значимые мотивы выбора профессии. Этапы этой кропотливой работы предполагают:выявление и изучение интересов обучающегося; постановку целей; практическую деятельность; достижение цели (усвоение дополнительной программы); социальную профессиональную адаптацию.Правильное и грамотное решение задач на каждом этапе, позволяет в итоге получить сформировавшуюся профессионально ориентированную личность.

Основу Концепции профессиональной ориентации учащихся в нашем учреждении заложил инновационный проект «Мой выбор», который был разработан и представлен на конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан в 2014 году». Проект задумывался для того, чтобы найти и развивать современные формы социализации и профессиональной состоятельности учащихся. Он помог нам привлечь и заинтересовать учащихся района техническим творчеством,заложить у них основы конструкторского, проектного мышления. А модульный принцип организации содержания обеспечил разнообразие форм работы по профессиональной ориентации школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Системная работа по профессиональной ориентации школьников района в рамках реализации проекта «Мой выбор» дала хорошие результаты. Охват школьников района техническим творчеством возрос с 7% на начало работы по проекту до 16% к 2017 году. Количество детей, занимающихся в объединениях технического творчества в Центре, тоже возросло: с 9% в 2014 году до 14% в 2017 году. Но мы не останавливаемся на достигнутых результатах. В июне 2017 года в Центре был разработан следующий проект - «Шаг в будущее - «Килэчэккэадым» со сроком реализации до июня 2020 года. Цельпроекта –формирование мотивирующей интерактивной среды для развития личностного и профессионального потенциала обучающихся в интересах экономики Республики Татарстан через интеграцию общего и дополнительного образования. Успешная защита проекта в МО и Н РТ позволила выиграть Грант в размере 1млн. руб. на создание инженерной лаборатории и оснащение ее высокотехнологичным оборудованием, а также получить статус муниципального опорного центра дополнительного образования детей.

В настоящее время в лабораторииработают 3 педагога дополнительного образования, реализуются 7 дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей. Количество детей и подростков, обучающихся в инженерной лаборатории, составляет 195 человек.

Приобретение современного высокотехнологического оборудования потребовало от педагогов обновления содержания дополнительных программ. В каждой из них был выделен образовательный модуль, предусматривающий использование этого оборудования на занятиях в инженерной лаборатории.В частности, в программах «Ракетомоделирование», «Космические конструкторы» педагога Г.А. Серякина выделенымодулипод названием«Изготовление корпусов и деталей автоматики ракет, деталей механизмов с использованием фрезерных станков с ЧПУ, 3D-принтеров; техническое 3D –моделирование с использованием вычислительных мощностей инженерной лаборатории».В программахпо биотехнологиям и визуальной биологии;медиасъемке педагогаЗариповой К.А. выделенытакиемодули, как: «Использование автоматизированных систем саморегулирования в опытах по выращиванию растений в «Умных теплицах» Wi-Fi; моделирование и проведение биологических экспериментов с использованием компьютерной техники и 3D-моделирования» и «Видеомонтаж и компьютерная обработка медиаматериалов для презентаций результатов проектной деятельности инженерной лаборатории».В программах «Космические разведчики» и «Юный астроном» педагога Григорьевой А.И. - модуль «Использование интерактивных средств при обучении астрономии и космонавтике» и образовательный модуль «Конструирование и программирование с использованием робототехнического ресурсного набора LEGO-конструктора» по робототехнике.

В свою очередь, обновление содержания дополнительного образования детейпотребовало от педагогов творческого поиска новых путей, связанных с интеграцией различных областей знаний, новых нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса.Для лаборатории характерныдва вида интеграции: «внутренняя» и «внешняя». Предметом «внутренней интеграции», происходящей внутри образовательной организации, являются вышеперечисленные модули дополнительных общеразвивающих программ, нацеленные на комплексный подход к изучению проблемы: «Природа, человек, техника, небо, космос». Предметом «внешней интеграции» являются сетевые взаимодействия с социальными партнерами.Например, в рамках сетевого взаимодействия с Организацией космических разведчиков с обучающимися инженерной лабораториипроводятсяконсультацииспециалистов в форматах лабораторий Открытого космического университета, экскурсий, выездныхэкспедиций; им предоставляется возможность участвовать в симуляциях космических полётов, осваивать основы теоретической и практической подготовки космонавтов.В рамках сетевого взаимодействия с Центром Аэрокосмического образования РТ, лицеем № 35 -образовательным центром «Галактика» организована подготовкаобучающихся к чемпионату «Молодые профессионалы» (WS RussiaJunior 14+) по компетенции «Инженерия космических систем»;ведется подготовка учащихся к чемпионату «JuniorSkills» по компетенции «Аэрокосмическая инженерия».В рамках сетевого взаимодействия с институтом медико-биологических проблем РАН и институтом физики КФУ осуществляется подготовка и проведение экспериментов биологической направленности в процессе реализации интегрированного проекта «Оранжерея microLADA - 2» для участия в научно-практических конференциях.

Основной технологией обучения на занятиях в инженерной лаборатории является технология нового типа в формате образовательного события.Участие в образовательных событиях позволяет учащимся попробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать свои успехи и достижения в части академических и компетентных результатов. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная деятельность; выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. Образовательные события имеют самые разные форматы и уровни. Это могут быть конкурсы и игры,квесты и проекты, выставки и соревнования, чемпионаты и олимпиады, научно-практические конференции и научные чтения, симуляции космических полетов и экспедиции, лагеря и слеты различных уровней(от городского до международного).Учебный материал программ «выстроен» в соответствии с технологией «скаутский метод».Это обучение в малых группах по 4-6 человек, так называемых экипажах, в условиях, приближенных к реальной жизни, с применением технологий HardSkills, способствующей формированию технически грамотных, трудолюбивых детей и подростков, и технологией SoftSkills, позволяющей вырабатывать умение работать в команде, чувство ответственности, устойчивость к неудачам, удовлетворенность работой.

За период реализации проектаосвоены и осваиваются такие новые конкурсные площадки, как:IX Международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018);I Международный фестиваль космодизайна;Всероссийский фестиваль профессий "Билет в будущее";Всероссийский конкурс проектных работ молодежи «РобоПолитех»;XXXVIIIВсероссийский конкурс «Космос»;Всероссийские олимпиады научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие- 2018,2019»;XII и XIII Всероссийские юношеские научные чтения им. С. П. Королёва;Региональный Чемпионат «Молодые профессионалы»(WorldSkillsRussiaJunior 14+) по компетенции «Инженерия космических системи другие.

Работа по реализации проекта позволила выйти на новый уровень профессиональной ориентации учащихся и подготовке их к осознанному выбору будущей профессии. На сегодняшний день есть уже ощутимые результаты.Так, вобразовательных событиях городского уровня из 63 участников 23- это победители или призеры; на республиканском уровне из 85 -46 являются победителями или призерами, на всероссийском уровне соответственно из 45 участников24 стали победителями; в образовательных событиях международного уровня приняли участие 137 учащихся, из которых 50 являются победителями.

Такая модель дополнительного образованияпозволяет планомерно и системно осуществлять комплекс мероприятий по профессиональной ориентации учащихся на инженерные и рабочие специальности, обучению их практическому применению научных знаний, что, в конечном итоге, создаст новый приток кадров на предприятиях района и города. Также это приведёт к популяризации конкретных профессий, поможет сформировать новые формы взаимодействия различных сегментов образовательного пространства.


Литература:

1.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р).

2.План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р).

3.Морозова, Г.Н. Дополнительное образование детей как инструмент профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся/ Г.Н.Морозова // Трудовое воспитание детей в семье и школе: опыт Казани и Нижнекамска / сборник статей и выступлений / под общ.ред. д. соц.н. проф. Карцевой Л.В.-Казань: РИЦ «Школа», 2018.- С.54-57.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций