Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

Переломова Светлана Анатольевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ "Лицей №5" Вахитовского района г.Казани


Мне хочется начать свою статью с ключевых слов: образовательное учреждение, обучающийся, профориентационная работа, профессия, специальность. Сегодня происходят изменения в стране и в мире, меняется социально-экономическая ситуация и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности обучающихся одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Нужны кадры молодёжи , выпускников ,которые будут жить и работать в соответствии с требованиями рыночной экономики. Профориентационной работе в школе уделяется достаточно внимания, фронт социально-педагогической работы по этому вопросу ложится на инициативных классных руководителей и увлечённых учителей предметников. Осуществляется профориентационная работа подрастающего поколения с раннего детства, а затем и в образовательном учреждении. И от того как будет поставлена работа и выбрана дорожная карта профориентационной работы и индивидуальный маршрут обучающегося ,а также благодаря правильному сделанному выбору ребят ,которые свяжут свою судьбу с той профессией о которой мечтали в той или ионной сфере экономики, и будет высоким показателем производительности труда. Педагогический опыт, научный исследований, комплексный подходы к решению трудового самоопределения обучающихся, способствует успеху профориентационной деятельности. Задача педагогов в современной школе- это не только совокупность профориентационных мероприятий, которые проводят в образовательных организациях, но и возможность выбирать профессию с учетом запросов обучающихся в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями экономики страны. Важно внушать ребятам, что современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение. Мы живём в период рыночных отношений и сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Современное общество интенсивно изменяется, меняется характер и цели труда: требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. возрастает его интенсивность, растет напряженность. В связи с этим целенаправленная профориентационная работы необходима на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования, начального образования и заканчивая выпускниками школы. Начальной точкой профориентации является дошкольная группа. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей Родины. Детская игра, в которой ребенок «примеряет на себя» разные профессиональные роли, помогает воспитателю лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, нереализованные желания, жизненные позиции, отношения с окружающими.

• С целью осуществления более эффективного профессионального развития учащихся следует придерживаться в работе 4 основных этапав профориентационной работы, поставить профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в лицее таковы:

I ступень общего среднего образования

I.1. Начальная школа (1-4 классы).

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования

II.1. Основная школа (5-7 классы).

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

II.2. Основная школа (8-9 классы).

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования

III.1. Старшие классы (10-11(12) классы).

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Важно формировать ключевые компетенции у обучающихся : умение заниматься проектной и исследовательской деятельностью, создавать ситуации успеха, уверенности в своих силах, повышать общую культуру, предоставлять каждому обучающемуся сферы деятельности для реализации своих индивидуальных маршрутов. Очень важно, объединить усилия и опыт родителей, и профессиональных учебных заведений, медицинских работников, психологов, специалистов предприятий и учреждений. Но самое главное, научить обучающихся сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь осуществить выбор с учетом индивидуальных особенностей. Именно специалисты социально-психологической службы (психолог и социальный педагог), совместно с классными руководителями, активизируют у обучающихся процессы профессионального самоопределения, развивают способности профессиональной адаптации и окажут помощь старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности. Для этого нужен дизайн образовательной среды- это гибкость, готовность принимать новое, это играфикация обучающей среды, это практика - ориентированное образование, холистическое целостное образование .

Из опыта работы лицея по профориетации. В лицее создана система и обозначены формы профориентационной работы: -профессиональное просвещение т.е. ознакомление обучающихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, специализацией предъявляемыми к личностным характеристикам человека, профессиональная пропаганда, которая осуществляться в виде бесед о профессии на часах общения, круглых столах, играпрактиках.- профессиональная информация - где обучающиеся знакомятся с основными профессиями и их специализациями. Учащимся предлагаются посетить техникумы, вузы, предприятия, организации и получить в полном объёме сведения об условиях труда, режиме труда и отдыха, формах оплаты, возможностях карьерного роста. Особое внимание уделяется освещению требований к состоянию здоровья человека, уровню общеобразовательной и социальной подготовки, личностным качествам, формированию положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления к освоению современных востребованных профессий. В практике работы нашего лицея широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии на предприятия города, района, оформление стендов, выставок, лицеисты получают обучение в учебно-производственных комбинатах, участвуют в конкурсах мы также используем современные интерактивныые формы работы:

– мастер-классы с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;

– профессиональные пробы с целью реализации возможности учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности, формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, осознанное отношение к профессии;

встречи с выпускниками студентами ВУЗов и СУЗов, успешными людьми, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства;

– семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.);

– конкурсы проектов, научных работ (профориентационных газет, эссе, сочинений, слоганов, научных работ ) на темы «Представляю профессию моего будущего», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям» на " Инженерная мысль" и др.;

– экскурсии в музеи с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профессионального образования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов;

– мероприятия с применением современных форм работы по повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Рабочие профессии» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию – выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра ( «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов «Мы вместе!»); профориентационных панорам «Выбираем профессию – выбираем будущее» «и др.;– работа консультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанным с профессиональным определением. И другие формы работы:

Возросла сложность техники которая привела к повышению требований распределению и переключению внимания, памяти, мышлению к быстроте реакции, точности и координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам личности. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации. Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация, т.е. сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности.

Помощь в профориентационной работе в лицее оказывают ВУЗы города, во многих ВУЗах работают специальные профориентационные отделы и представители проводят лекции, беседы, дают индивидуальные и групповые консультации, осуществляют профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги. Работники вузов и ссузов выезжают на профориентационные мероприятия в школы, информируют о факультетах и специальностях, знакомят старшеклассников с многоуровневой системой образования. Социальными партнёрами лицея являются : - с К(П)ФУ (Институт международных отношений, истории и востоковедения; Химический институт им.А.М. Бутлерова, Институт филологии и межкультурных коммуникаций им. Л.Н.Толстого); КНИТУ – КХТИ, КГЭУ, КГАСУ, КГУКИ;- Казанское педагогическое училище;- научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики»;- международная нефтесервисная компания «TGT Oilfield Services в Казани»;- ЦМИТ «Идея»;- ЦМИТ КНИТУ – КХТИ.

Ведущим направлением является формирование инженерных компетенций и ориентация лицеистов на рабочие и инженерные профессии в рамках «Школы юного инженера» и НОУ « Юность науки – гордость России» Благодаря методике WorldSkills Hi-Tech обучающиеся с 2015 г принимают участие в чемпионатах сквозных рабочих профессий (2 место), в 2016г в республиканском туре WorldSkills Hi-Tech , а на территории выставочного центра «Казанская ярмарка» принимали участие в фестивале муниципальных образований РТ по поддержке и развитию детского творчества «Без бергэ». Лицей №5 является экспериментальной площадкой ФГБОУ ВО «Казанский национально-исследовательский технологический университет» (приказ №1 от 20.05.2016г.) по теме «Играпрактики: формирование инженерных компетенций нарастающей сложности» - научный руководитель – проректор КНИТУ – КХТИ, директор Института непрерывного образования Овсиенко Л.В. Ежегодно обучающиеся успешно выступают на Всероссийской олимпиада на базе КГЭУ «Надежда энергетики.» Свои мини-проекты ребята представляют на уроках-конференциях в рамках научного общества лицеистов по энергосберегающим технологиям, посещают инженерный лекторий в КНИТУ-КАИ, а также НПО «ГИПО». Установлены связи с АО " Региональный инженерным центром медицинских стимуляторов " Центр медицинской науки", ПАО " Региональный инженерный центр промышленных лазерных технологий КАИ " Лазер", АО " Центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники". Обучающиеся 1-4 классов проходят обучение профессиям по игровым программам Kids Space» в Казань арене. В течение года обучающиеся лицея организованно посещают Дни открытых дверей в КФУ, КНИТУ (КАИ), КНИТУ (КХТИ), КГЭУ, КГАСУ, представители кооперативного института выходят в лицей для выступления перед школьниками. На базе лицея проходят педагогическую практику студенты КФУ по истории, русскому языку, химии и биологии, студента педагогического колледжа Казани. Ежегодно обучающиеся лицея организованно посещают выставку «Образование. Карьера» на территории ОАО «Казанская ярмарка».Ещё одним видом профориентационной работы является экологическое направление через «Школу юного эколога», совместно с Министерством экологии РТ и молодежным экологическим движением проводятся просветительские акции «Всероссийские экологические уроки «Сделаем вместе», лицеисты участники форума «Зеленая планета» и другие.

Интерес к профессии военных, пожарников, спасателей формируется также через участие в республиканских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта допризывной молодежи «Растим патриотов России»

Интерес к творческим профессиям формируется через участие детей в театральной студии «Непоседы», через «Школу успеха», в рамках которой проводятся встречи с известными деятелями культуры и искусства , (при поддержке газеты «ПроГород») Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители. Для профессионального самоопределения очень важно семейное воспитание. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях, а не навязывать сугубо субъективное собственное мнение. Чтобы получить максимальный положительного эффект, с родителями также необходимо проводить профориентационную работу, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения подростков, и учиться видеть наклонности и способности своих детей. Как показывает практика, важно заложить любовь к той или иной профессии у подростка в школьные годы, но ещё и необходимо развивать в нём, задатки и таланты. Необходимо сориентировать обучающегося на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельность. Ведь всем известно, что человек, выбравший подходящую профессию, никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии. Итак, подводя итоги вышесказанного, констатирую факт, что выбор профессии — вещь исключительно важная и назрела необходимость в каждом учебном заведении, а когда к профориентационной работе подключен весь коллектив, то это обязательно принесёт свои положительные результаты.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций