Воспитание и дополнительное образование: традиции и вызовы времени

Петрухина Мария Сергеевна,
педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №12


Дополнительное образование – один из элементов комплексной модернизации отечественной системы образования. В последние годы это проявилось явно, и дополнительное образование детей вызвало интерес государственных деятелей, законодателей и широкой общественности. Причин такого внимания к деятельности детей «вне урока» может быть множество, но основная среди них - поиск новых форм и технологий обучения и воспитания для развития «человеческого капитала» государства.Сейчас уже стало очевидно, что дополнительное образование – не приложение к основному, а особая среда, в которой формируется мировоззрение ребенка, развиваются его способности и личностные качества, реализуются интересы, которые становятся серьёзными увлечениями, а зачастую и основой будущей профессии.

В XXI веке одним из основных вызовов образованию, на мой взгляд, является избыток информации, в интернете можно найти все, что угодно: от краткого содержания «Войны и мира» до наглядной демонстрации любого химического опыта. Как в этой ситуации поступать педагогам? Чем увлекать учеников, которых, казалось бы, уже ничем не удивить? Эти вопросы встают как перед основным, так и перед дополнительным образованием. И поскольку я являюсь представителем сферы дополнительного образования, хочу поделиться, как я ответила для себя на эти вопросы.

В первую очередь, предлагаю определиться, каким же должен быть педагог дополнительного образования. Он должен смотреть в будущее и создавать его вместе с ребёнком, что требует от педагога гибкости и готовности к постоянным изменениям. Когда четыре года назад я пришла работать в школу, то мечтала создать собственный пресс-центр, представляла, как вместе с учениками мы будем делать радиопередачи, верстать школьную газету и снимать видеосюжеты. Но реальность оказалось иной: ребятам не было интересно писать длинные тексты, которые неизвестно, когда попадут в печать; было скучно создавать радиопередачи, ведь на переменах большинство проводит время в телефонах, а не слушает радио. Другими словами, подросткам не хватало отдачи, их труды не находили отклика, что сильно демотивировало, и тогда мне пришлось изменить план действий – весь упор я сделала на создание школьного телевидения, которое в итоге ответило всем требованиям детей:

1) использование современных технологий (работа с камерой, микрофонами, осветительными приборами, программами для монтажа);

2) быстрый результат (за неделю можно сделать качественный сюжет);

3) отражение их работы в любимом интернете (на youtube работает школьный канал «Мишпахтейну»).

Не могу сказать что с первых дней студию стало посещать большое количество учеников, ведь сказывался страх чего-то нового и неизвестного. Но чем больше репортажей мы снимали, чем больше детей старались в них задействовать (например, брали интервью), тем больше ребят приходило на занятия. И на сегодняшний день существует три этапа обучения: первая ступень, вторая ступень и проектная деятельность. Прописывая программу каждой ступени, я старалась учитывать особенности развития ребенка в том или ином возрасте, его потребности, интересы.

В 11-13 лет это связано:

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Второй этап подросткового развития (14 – 16 лет) характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Еще одна немаловажная ветвь развития нашего пресс-центра – социальные сети, которые пришли на смену школьным газетам. Создание страниц в Instagram и Facebook вдохновило на творчество тех ребят, кому интереснее писать, чем снимать. Теперь их работы тоже находят свое отражение в интернете, а у всех учеников школы, их родителей и учителей есть уникальная возможность наблюдать онлайн за всем, что происходит в «Мишпахтейну».

В современно мире все развивается настолько быстро, что трудно предугадать, что будет хотя бы через год. Всего четыре года назад мы снимали на старую зеркальную камеру, у нас был всего один микрофон на всю студию, монтировать приходилось в самой простой программе, а уже сегодня мы имеем ТВ-студию с современным оборудованием, благодаря которой ребята реализуют себя. Я верю, что впереди у нас много интересного, ведь я готова развиваться вместе с моими учениками, отвечать их запросам, и приложу максимум усилий, чтобы они смогли найти себя в любимом деле.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций