Значение народной хореографии в формировании и развитии творческой личности ребёнка

Патрикеева Лариса Александровна,
Кустовская Евгения Александровна,
Искандерова Регина Марсовна,
педагоги дополнительного образования
МБУДО ЦДТ «Азино» Советского района,г.Казани


Танцевальное искусство существует с давних времён. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на разных музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Танец - это единственный универсальный способ выражения своих чувств, при помощи языка мимики и жестов. Человек, связанный с искусством танца, живёт и развивается в гармонии, а гармония - это равновесие и порядок.

С развитием современного информационного общества, жизнь требует от человека гибкости мышления, адаптации к новым условиям, уверенности во взаимодействии с другими людьми. На первый план выступает проблема воспитания грамотной, творчески активной, духовно богатой личности. Огромную роль в решении её играет хореография, призванная посредством искусства танца воспитывать и развивать своих участников.

Искусство танца живёт и развивается. Появляются новые танцевальные стили, происходит популяризация танцевальных конкурсов, которые привлекают ценителей хореографического искусства. Все эти факторы свидетельствуют о появлении нового современного художественного сознания людей.

Хореографическим воспитанием детей необходимо заниматься с раннего детства. Начальные знания ребёнок получает ещё в детском саду на занятиях ритмики и музыки. Затем, опираясь на способности ребёнка, родители отдают его в профессиональный коллектив, в студию, в которой он продолжает обучаться многие годы.

Отдельно хочется остановиться на работе хореографической студии «Чишмэ» Центра детского творчества «Азино» Советского района г.Казани.

Основное направление работы - развитие у воспитанников тех личностных качеств и свойств, которые дадут им возможность успешно ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Многочисленные конкурсы и выступления вынуждают педагогов много времени уделять технической стороне занятий по хореографии. Несмотря на это, педагоги развивают воображение, творческую фантазию обучающихся, тем самым помогая избежать «слепого» повторения танцевальных упражнений. Развивающаяся способность переживать ценности жизненных проявлений (в том числе и эстетических) в процессе их осуществления помогает обучающимся открыть смысл жизни, найти своё «Я», что обеспечивает развитие творческой индивидуальности личности.

На основании многолетнего опыта творческой работы, педагоги нашей студии разработали авторские программы, постоянно работают над новыми проектами, что способствует возникновению у детей индивидуально-креативного отношения к народному и современному танцу.

«Сохранение народных традиций, приобщение детей к различным культурам с целью возрождения народного этноса» - приоритетное направление в работе педагогов нашего коллектива.

Основная задача воспитательной работы педагогов студии - пробудить интерес у детей к занятиям народной хореографией посредством общения с народным танцем, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать творческую и духовно богатую личность.

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, раскрывает различные стороны жизни народа, их чувства, эмоции, воспевая красоту тела и духа.Культура народного танца идёт с древних времён, имеет свои корни, выражает фольклорно-этнографическую сущность. Всё это придаёт танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность и колоритность. Благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на развитие личности, эстетическое воспитание детей, является одним из средств национального, патриотического воспитания поколения. Народный танец - это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, сочетающий в себе средства музыкального, духовного и физического развития.

На занятиях народным танцем воспитанники расширяют свой кругозор, знакомятся с танцевальным искусством народов мира, знакомятся с особенностями музыки, костюма, приобретают нравственные корни своего эстетического воспитания и образования. Занятия народным танцем развивают у детей способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать движениям характер, связанный с музыкальным образом, правильно выражать своё эмоциональное состояние в исполнении движений. Занятия хореографией помогают детям приобрести уверенность в себе, избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов - тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье. Воспитанники учатся осмысленно воспринимать музыкальный материал, получая эмоциональный заряд, который помогает им более точно исполнить движения танца. Музыкальное сопровождение помогает развить чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальную память.

Наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях вежливость, скромность, доброжелательность, доброту, честность, чувство ответственности не только за себя, но и за весь коллектив в целом.

Педагоги нашего коллектива начинают работать над элементами, движениями народного танца с первого года обучения. На разминке они вводят ряд упражнений, основанных на технике русского, татарского и других танцев. Это помогает им в дальнейшем придумывать небольшие этюды, а затем и танцы. Чем больше хореографического опыта у детей, тем шире становится география постановочного танца. Красочные костюмы, музыкальный материал, атрибуты, используемые в танце - всё это помогает воспитанникам передать настроение танца, его характер, знакомит зрителей с особенностями, наследием разных народов. Не раз наш коллектив становился дипломантом и лауреатом городских, всероссийских, международных конкурсов. Татарские танцы «Кабатлау», «Салават купере», «Туган як», «Матуршэль», танец народов севера «Пульсация Севера», «Азербайджанский», белорусский танец «Прачки», цыганский танец «Платок» и другие танцы были высоко оценены членами жюри конкурсов.

В заключении хочется ещё раз сказать, что народный танец не изжил себя, это направление в хореографии живет и развивается. «Без прошлого нет будущего!» - это знают и понимают все. Знать историю, культуру разных народов необходимо каждому высокообразованному человеку. И в этом, будем надеяться, помогают занятия народно-сценическим танцем в хореографической студии «Чишмэ».



Список используемой литературы:

1.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Уч. Пособие. – М. ВНМЦНТИКПР, 2003г.

2.Бочаров А.И, Лопунов А.В. Основы хореографического танца: Уч. Пособие. – М. Искусство, 2010г.

3.Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов: Уч. пособие.- Планета музыки, 2009г.

4.Гусев Г.Л. Методика преподавания народного танца: Уч. Пособие. - М. Искусство, 2002г.

5.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие.- Планета музыки,2012 г.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций