Никитин Александр Сергеевич,
Музеев Саид Иршатович,
Гуляев Герман Львович,
педагоги дополнительного образования,
МБУДО «ЦДТ «Олимп» Приволжского района г. Казани
Несмотря на то, что проблема несерьезного отношения общества к необходимости систематических занятий физической культурой и спортом еще существует, в последнее время, в целом по России и в отдельных регионах, в частности, стала наблюдаться тенденция повышения интереса населения к формированию здорового образа жизни и ведению активного отдыха. Исходя из этого, в настоящее время все более актуальным становится процесс организации систематических занятий физической культурой и спортом в различных формах для лиц всех возрастных и социальных групп, целью которых является оздоровление населения и формирование здорового общества нашей страны. В первую очередь, данный процесс должен быть направлен на подрастающее поколение и являться неотъемлемой составной частью воспитания и образовательного пространства ребенка.
Образовательное пространство - вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося [3]. Что касается первой части данного определения, то здесь речь идет о материально-техническом обеспечении образовательного процесса - об условиях, при которых он осуществляется, а также об использовании этих условий человеком. Также речь идет о взаимодействии человека с другими участниками образовательного процесса в данных условиях. Особая роль здесь отводится взаимодействию между обучающим и обучающимся (педагогом и учеником). Вторая часть данного определения содержит цель перечисленных выше взаимодействий, а именно развитие человека, а, самое главное - его социализация.
Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [2]. Особое значение в процессе социализации имеет формирование человека как личности и ее дальнейшее развитие. Высокую роль в обеспечении данного процесса играют специально организованные формы деятельности человека, направленные на его развитие, обучение и воспитание, одной из которых выступают занятия в объединениях дополнительного образования.
Дополнительное образование детей (и взрослых) - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании [1]. Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что человек самостоятельно выбирает для себя ту специализацию, в которой хочет себя найти и проявить, то есть это «образование по желанию». Как известно, в учреждениях дополнительного образования функционируют объединения различной направленности, но нам хотелось бы подробнее остановиться на объединениях физкультурно-спортивной направленности, а именно на роли систематических занятий в них в успешной социализации личности ребенка.
Роль систематических занятий в объединениях дополнительного образования в успешной социализации ребенка довольно высока, так как они способствуют:
1. Укреплению здоровья, повышению уровня физического развития и подготовленности ребенка. Высокий уровень физического здоровья ребенка – фундамент более успешного процесса обучения и дальнейшей его профессиональной деятельности. Благодаря крепкому здоровью ребенок менее подвержен утомлению и способен проявлять высокую работоспособность. В дальнейшем это положительным образом сказывается на производительности труда человека в процессе его профессиональной деятельности, а это – более высокая профессиональная самореализация, заработная плата, более высокий уровень жизни.
2. Формированию здорового образа жизни, что сопровождается отсутствием вредных привычек, желанием систематически использовать средства физической культуры в обыденной жизни и в процессе активного отдыха в целях сохранения здоровья и долголетия человека. Привлечение с ранних лет к систематическим занятиям в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности способствует формированию у человека естественной потребности к занятиям физической культурой и спортом. Здесь важно подчеркнуть, что в дальнейшем человек это будет экстраполировать на свою семью, формируя, таким образом, здоровую полноценную ячейку общества.
3. Формированию морально-волевых и нравственных качеств (воля, целеустремленность, дисциплинированность и т.д.), спортивного характера, помогающих человеку достойно преодолевать трудности и препятствия, возникающие в процессе всей его жизни.
4. Обеспечению психологического равновесия человека, что в настоящее время является важным фактором в условиях постоянно воздействующих стрессовых ситуаций. Систематические занятия в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются важным фактором в формировании уравновешенного, адекватного поведения человека, способствуя обеспечению оптимального функционирования центральной нервной системы и эффективной координации процессов возбуждения и торможения.
5. Повышению эффективности процессов коммуникации человека в обществе (с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми), что прямым образом сказывается на его социализации. Занятия физической культурой и спортом помогают легче найти общий язык с людьми в процессе взаимодействия с ними. Спорт – посол мира. Спорт объединяет людей различных наций, возрастов, профессий и жизненных взглядов.
Также следует отметить, что уникальность занятий в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности заключается в наличии огромного количества видов спорта, каждый из которых имеет свою специфику и отличительные признаки, особым образом влияющие на развитие личности человека и его социализацию.
Таким образом, функционирование объединений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности играет важную роль в формировании образовательного пространства ребенка, являясь неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процессов, а также способствуя успешной социализации личности.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
3. Пономарев, Р.Е. Образовательное пространство: монография / Р.Е. Пономарев. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 100 с.