Роль объединений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в формировании образовательного пространства ребёнка

Никитин Александр Сергеевич,
Музеев Саид Иршатович,
Гуляев Герман Львович,
педагоги дополнительного образования,
МБУДО «ЦДТ «Олимп» Приволжского района г. Казани


Несмотря на то, что проблема несерьезного отношения общества к необходимости систематических занятий физической культурой и спортом еще существует, в последнее время, в целом по России и в отдельных регионах, в частности, стала наблюдаться тенденция повышения интереса населения к формированию здорового образа жизни и ведению активного отдыха. Исходя из этого, в настоящее время все более актуальным становится процесс организации систематических занятий физической культурой и спортом в различных формах для лиц всех возрастных и социальных групп, целью которых является оздоровление населения и формирование здорового общества нашей страны. В первую очередь, данный процесс должен быть направлен на подрастающее поколение и являться неотъемлемой составной частью воспитания и образовательного пространства ребенка.

Образовательное пространство - вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося [3]. Что касается первой части данного определения, то здесь речь идет о материально-техническом обеспечении образовательного процесса - об условиях, при которых он осуществляется, а также об использовании этих условий человеком. Также речь идет о взаимодействии человека с другими участниками образовательного процесса в данных условиях. Особая роль здесь отводится взаимодействию между обучающим и обучающимся (педагогом и учеником). Вторая часть данного определения содержит цель перечисленных выше взаимодействий, а именно развитие человека, а, самое главное - его социализация.

Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [2]. Особое значение в процессе социализации имеет формирование человека как личности и ее дальнейшее развитие. Высокую роль в обеспечении данного процесса играют специально организованные формы деятельности человека, направленные на его развитие, обучение и воспитание, одной из которых выступают занятия в объединениях дополнительного образования.

Дополнительное образование детей (и взрослых) - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании [1]. Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что человек самостоятельно выбирает для себя ту специализацию, в которой хочет себя найти и проявить, то есть это «образование по желанию». Как известно, в учреждениях дополнительного образования функционируют объединения различной направленности, но нам хотелось бы подробнее остановиться на объединениях физкультурно-спортивной направленности, а именно на роли систематических занятий в них в успешной социализации личности ребенка.

Роль систематических занятий в объединениях дополнительного образования в успешной социализации ребенка довольно высока, так как они способствуют:

1. Укреплению здоровья, повышению уровня физического развития и подготовленности ребенка. Высокий уровень физического здоровья ребенка – фундамент более успешного процесса обучения и дальнейшей его профессиональной деятельности. Благодаря крепкому здоровью ребенок менее подвержен утомлению и способен проявлять высокую работоспособность. В дальнейшем это положительным образом сказывается на производительности труда человека в процессе его профессиональной деятельности, а это – более высокая профессиональная самореализация, заработная плата, более высокий уровень жизни.

2. Формированию здорового образа жизни, что сопровождается отсутствием вредных привычек, желанием систематически использовать средства физической культуры в обыденной жизни и в процессе активного отдыха в целях сохранения здоровья и долголетия человека. Привлечение с ранних лет к систематическим занятиям в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности способствует формированию у человека естественной потребности к занятиям физической культурой и спортом. Здесь важно подчеркнуть, что в дальнейшем человек это будет экстраполировать на свою семью, формируя, таким образом, здоровую полноценную ячейку общества.

3. Формированию морально-волевых и нравственных качеств (воля, целеустремленность, дисциплинированность и т.д.), спортивного характера, помогающих человеку достойно преодолевать трудности и препятствия, возникающие в процессе всей его жизни.

4. Обеспечению психологического равновесия человека, что в настоящее время является важным фактором в условиях постоянно воздействующих стрессовых ситуаций. Систематические занятия в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются важным фактором в формировании уравновешенного, адекватного поведения человека, способствуя обеспечению оптимального функционирования центральной нервной системы и эффективной координации процессов возбуждения и торможения.

5. Повышению эффективности процессов коммуникации человека в обществе (с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми), что прямым образом сказывается на его социализации. Занятия физической культурой и спортом помогают легче найти общий язык с людьми в процессе взаимодействия с ними. Спорт – посол мира. Спорт объединяет людей различных наций, возрастов, профессий и жизненных взглядов.

Также следует отметить, что уникальность занятий в объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности заключается в наличии огромного количества видов спорта, каждый из которых имеет свою специфику и отличительные признаки, особым образом влияющие на развитие личности человека и его социализацию.

Таким образом, функционирование объединений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности играет важную роль в формировании образовательного пространства ребенка, являясь неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процессов, а также способствуя успешной социализации личности.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.

3. Пономарев, Р.Е. Образовательное пространство: монография / Р.Е. Пономарев. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 100 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций