Формирования этнокультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного искусства

Замалиева Фарида Наилевна,
педагог дополнительного образования «ЦДОД «Заречье»
Кировского района г.Казани


Аннотация: в статье раскрывается проблема формирования этнокультурной компетенции учащихся средствами декоративно - прикладного искусства. Рассматриваются формы и методы успешного формирования этнокультурной компетенции учащихся. Отмечена важность активного вовлечения родителей в эту деятельность.

Ключевые слова: этнокультурные компетенции, декоративно- прикладное искусство, формы, методы; обучающие, воспитательные, развивающие цели.



Проблемы формирования и дальнейшего развития этнокультурной компетенции детей являются как никогда актуальными. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далёкие народные традиции, которые питают современную культуру. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Наша задача сохранить традиционную культуру, через народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, воспитать в детях доброту, толерантность, чувство патриотизма. С целью возрождения традиций в Центре дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района города Казани реализуется программа обучения и воспитания «Вдохновение», ориентированная не только на современное состояние развития этноса, но и на его историю.

Дети, по своей природе являясь творцами, всегда способны отображать в разных видах творчества всё многообразие окружающего мира через особенности своего мировосприятия.

Успех формирования этнокультурной компетентности у детей зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение следует отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и навыков самореализации.

К таким формам относятся:

• Беседы,

• Видеопросмотры,

• Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой,

• Фольклорные концерты и театрализованные представления,

• Целевые прогулки, экскурсии,

• Посещение выставок, музеев и др. культурных объектов.

При умелом использовании данных форм и методов работы мы узнаём как можно больше о народном искусстве, возрождаем и приумножаем полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство в обучении, мы помогаем приблизиться к традициям, которые передаются из поколения в поколение, формируя тем самым национальное самосознание .

Исходя из основных направлений работы с детьми по возрождению народного искусства, была разработана определённая система методов формирования этнокультурной компетенции, состоящая из следующих групп:

-методы формирования национального самосознания личности: беседы, объяснение, рассказ, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров, с помощью которых учащиеся должны воспринять, осмыслить, запомнить изучаемый материал.

-методы упражнения: приобретение учащимися навыков и умений выполнения практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога; тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц для достижения второго уровня усвоения знаний ;

-методы закрепления знаний, эталонов, формы и цвета о предметах декоративно - прикладного искусства.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности школьников является активное вовлечение родителей в эту деятельность. В программе предлагаются следующие формы работы: родительские гостиные; совместные выставки детских работ;

консультирование; опросы; анкетирование; участие в совместных образовательных мероприятиях.

Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, наблюдательность, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе занятий декоративно-прикладного творчества у детей формируются четкие и достаточно полные представления о предметах народного промысла. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Творческие способности детей на занятиях декоративно-прикладного творчества развиваются в следующих направлениях:

• В предварительном создании эскизов на бумаге;

• В продумывании элементов узора;

• В расположении их на объемах;

• В создании предметов декоративного характера;

• Умения найти способ изображения и оформления предмета;

• В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируются способности творческого мышления; исчезают напряжение и скованность руки, развивается моторика рук (кисти, пальцы), координация руки и глазомер.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях декоративно-прикладного творчества дети знакомятся, рассматривают подлинные предметы народного промысла, что способствует развитию речи детей, обогащению и расширению словарного запаса, умению описывать предметы, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чёткость в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Программа «Вдохновение» преследует как обучающие, развивающие так и воспитательные цели.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. У детей проявляется интерес к народному творчеству, национальным традициям, это и есть зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить их с самобытным творчеством и прикладным искусством этнокультуры коренных народов республики. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать одни виды орнаментов от других. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому ими предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность, забота проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного творчества у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материалах народного декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка, развития его художественно-творческих способностей и в целом - всестороннее развитие личности. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

Главной задачей педагога дополнительного образования является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Миссия педагога - пробуждение в ребенке веры в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что необходимо творить добро и красоту, приносить людям радость. В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия и сотрудничества с детьми и педагогами, согласия с самим собой, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, формирование этнокультурной компетенции, реализацию себя в выбранной деятельности. Работая в данном направлении, мы убедились в том, что дети успешнее осваивают материал, связанный с народным творчеством, в ситуациях, когда сами являются участниками творческого процесса. Таким образом, этнокультурные технологии являются эффективным средством в обучении и воспитании детей в условиях учреждения дополнительного образования.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций