Формирование творческой личности учащихся нетрадиционными средствами изобразительного искусства

Забирова Татьяна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «ЦДОД «Заречье» Кировского районаг. Казань


Сегодня главной целью воспитания становится личность, развитие её самодеятельности и инициативы, творческих возможностей, формирование нравственных компетенций. Говоря о целостном подходе к воспитанию, мы имеем в виду такую организацию жизнедеятельности детей, при которой с учётом возможностей семьи, школы, УДО, общества развиваются все стороны личности, вся совокупность её индивидуальных особенностей.

В свете этих задач значительно возрастает роль целенаправленного воспитания детей, учитывающего как объективную ситуацию, так и субъективные факторы, влияющие на формирующуюся личность. Воспитание – явление сложное, многогранное. В настоящее время особенно актуальным становится создание условий для развития и обучения ребёнка, его воспитания и социализации в рамках территории его проживания. Тем более, на современном этапе, возникающая под влиянием неблагоприятной социально-педагогической ситуации, педагогическая запущенность детей является серьёзной проблемой для педагогов. Многим таким детям свойственна гиперактивность, выражающаяся в слабой концентрации внимания, в повышенном беспокойстве и отвлекаемости. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые, такие дети приковывают к себе внимание педагога, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали своим сверстникам. Эти дети на занятиях постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Педагога они «не слышат», все теряют, все забывают. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата.

Деятельность педагога нацелена на создание педагогических условий по формированию устойчивого интереса обучающихся к занятиям изобразительного искусства, развитие воображения и побуждение их к творческим поискам и решениям.

Младшие школьники чувствительны к отношению окружающих, причём отношение к себе взрослых они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью педагога. В связи с этим, является актуальным поиск эффективных форм и методов работы с такими детьми.

Представленная статья ориентирована на поиск более эффективных форм работы, позволяющих донести материал до учащихся, расширить их кругозор и помочь детям завершать работу в течение одного занятия. Для достижении этих целей на занятиях ИЗО используются:

- смешенная техника в живописи и графике, что позволяет дробить занятие на части: сделал одно – получи новое задание;

- игровая форма с элементами видео, аудио, театральных и игрушечных персонажей;

- применение нетрадиционных художественных материалов (что не маловажно, так как эти материалы доступны и привлекательны);

- частая смена деятельности на протяжении всего занятия;

- интернет - ресурсы для зрелищности обучения;

- интегрированные занятия с театральным объединением и объединением «Юный экскурсовод»;

- выездные занятия и мастер-классы с художниками нашего города;

- творческие встречи.

Всё это позволяет концентрировать и удерживать внимание детей на протяжении длительного промежутка времени, поддерживать интерес к занятиям, развивать эстетические чувства.

Для активизации учебного процесса эффективно использование компьютерных технологий на занятиях ИЗО: знакомство с любой темой в сопровождении видеофильмов, фото, репродукций; «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время. Компьютер является существенной опорой для педагога во многих направлениях деятельности, особенно в процессе презентации стандартного знания. Информационные технологии предоставляют учащимся возможность свободно распоряжаться массой информации, которые ранее способен был дать только преподаватель с иллюстрациями, репродукциями и книгой в руках. Компьютер обеспечивает исключительную наглядность: аудио- и видео - иллюстрации, а также более удобно структурированный, украшенный словесный текст на экране. В ситуации «мониторной», экранной конкуренции основной функцией педагога становится исключительно общение. Стиль общения современного педагога – это стиль умного и интересного человека на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, стремление совместно решать вопросы организации деятельности.

Стремление найти действенные средства педагогической помощи гиперактивным детям и эффективные методы обучения для всех детей привело к обоснованию необходимости применения продуктивных способов рисования с использованием нетрадиционных средств.

Все занятия направлены на развитие у учащихся творчества и активную деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Знакомство с нетрадиционными средствами, техникой и способами работы предоставляет детям возможность более углубленного изучения канонов изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания об окружающем мире, способствует расширению словарного запаса. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, оттиск, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, рисование с использованием природного материала (речной песок), кофейная гризайль, тампонированием и др.

Занятия по изобразительному искусству, где используются нетрадиционные материалы, можно отнести к занятиям релаксации, которые создают непринужденную, комфортную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения учащихся. Нетрадиционные занятия с использованием доступных нетрадиционных материалов: это работа с речным песком, углем, сангиной и белой гуашью (белила), кофейной гризайлью.

SandArt или рисование песком достаточно молодой вид творчества.

На своих занятиях мы рисуем речным песком:

- на специальных столах: стекло, лежащее на поверхности, подсвечивается приятной разноцветной подсветкой, что при рождении картин из песка позволяет сделать произведение более выразительными и живыми;

- на тонированной бумаге (разных цветов): рисуя на бумаге важно сочетать цвет песка и тона выбранного листа, обязательно должен быть выдержан контраст (например, песок красный – бумага зеленого цвета и т. п.).

Речной песок обладает магией завораживать и увлекать как детей, так и взрослых. Дети любят играть с сыпучими материалами, работа с песком расслабляет, снимает эмоциональное напряжение, вызывает восторгу детей. Минимум времени затрачено на труд, а работа красивая, живая! Песочную терапию, как способ работы с эмоциональной сферой ребенка широко используют психологи, педагоги и логопеды. Рисование песком помогает развивать у детей креативное мышление.

Графика – работа углем, сангиной и белилами. Рисунок углем и сангиной это самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала. Работа с этим материалом на тонированной (чаще на упаковочной бумаге) способствует удивительным результатам. Работы яркие, выигрышные и главное имеют законченный вид уже в течение одного урока. Самый интересный в эмоциональном плане метод – это путь случайных неожиданностей, ребята обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.

Кофейная гризайль – это сравнитель¬но молодая техника рисования. Работа в данной технике выполняет¬ся методом варьирова¬ния тона кофейного раствора и получения эффекта сепии. Использовать нужно плотную бумагу. Кофе растворяют с водой до разной густоты и этим раствором пишут кофейные картины. Кроме заворажива¬ющего вида особенных картин, написанных в данной технике, мы сможем наслаждать¬ся чудесным ароматом кофе, который будет исходить от созданных нами шедевров.

Нетрадиционные способы работы с использованием нетрадиционных материалов развивают у детей уверенность в своих способностях. Они уже не боятся, если у них что-то не получится, - немного техники, и пятно (кофейная гризайль) на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан или в морское чудище. Такие занятия релаксации позволяют получить положительный результат в течение одного занятия, увлекают детей, поддерживают постоянный интерес к изучаемому материалу. Занятия проходят живо, эмоционально. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые гиперактивные дети становятся послушными, усидчивыми и заинтересованными. Конечно, такие работы не следуют проводить каждый день, учащиеся к этим видам деятельности привыкают быстро и могут потерять к ним интерес. Поэтому нетрадиционные занятие следует проводить в сочетании с основными (обучающие, получение новых знаний, закрепление знаний, итоговые…). В своей деятельности педагог должен владеть ситуацией, понимать состояние детей, знать степень их утомляемости, предвидеть эмоциональный спад и потерю интереса к занятиям.

Работа с нетрадиционными материалами: песком, кофе, углем и сангиной увлекает ребят, вызывает живой интерес к таким занятиям, они легче преодолевают трудности и решают самые сложные творческие задачи!

Представленные нетрадиционные формы работы являются определяющим условием в формировании творческой личности учащихся.

Фантазия ненасытна, воображение бесконечно. Дерзай, человек, будь художником…


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций