Организация и методика проведения занятия в секции акробатической гимнастики

Дьяков Вячеслав Михайлович,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории секции акробатической гимнастики
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г.Казани


Как и любой вид спорта, акробатика любит смелых, сильных и решительных людей. Как и в других видах спорта, обучение акробатике должно носит воспитывающий характер, способствующий подготовке достойной смены нашим ведущим спортсменам.

У детей большой интерес к этому виду спорта вызывает эмоциональность и относительная доступность акробатических упражнений. Занятия акробатикой можно проводить в спортивном зале, в большой комнате, на сцене, а летом при хорошей погоде на площадке около школы, в пришкольном лагере или на лужайке.

Занятия акробатикой, если заниматься систематически, укрепляют опорно-двигательный аппарат, особенно голеностопные, лучезапястные и тазобедренные суставы. Костная система перестраивается. Суставы становятся крепче и устойчивее к травматическим повреждениям.

В процессе адаптации данной программы с детьми разного возраста мной был сделан вывод, что очень важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к каждому. При подборе упражнений необходимо учитывать физические возможности, возрастные особенности и на их основе определить посильное для каждого задание.

Во время занятий работают все группы мышц, укрепляются суставы. Крепкие мышцы это не только красивая фигура. Они избавят учащихся от проблем с позвоночником и застрахуют от травм. Благодаря регулярным силовым тренировкам образуется надежный «корсет» из мышц.

Тренировочные упражнения в секции имеют большую трудность и объем материала. На тренировочных упражнениях необходимо уделять внимание чистоте техники сложных тренировочных упражнений и правильности эмоционального выполнения. По мере развития ловкости и координации движения упражнения усложняются.

В процессе учебной деятельности перед учащимися ставится цель, что результатом тренировок должна стать потребность в движении, а не выполнение какого-то определённого одноразового действия, выполнение мастерских нормативов и спортивных достижений. Настоящим достижением является не установка на данные соревнования и выступления, а состояние здоровья, в котором человек пребывает на протяжении всей жизни, в любое время, в любом возрасте.

Акробатические упражнения можно подразделить на две группы:















Для лучшей организации и построения занятия по акробатике, в соответствии с общими требованиями необходимо учитывать изменения, которые происходят в психо-физическом развитии детей в зависимости от различного возраста.

Акробатические упражнения представляют собой сложные по координации движения различных частей тела. Многие движения выполняются в положении без упора, где требуется согласованность суставных движений в пространстве. Без физической силы овладеть многими акробатическими движениями невозможно. Поэтому физическая силовая подготовка является основой обучения. Цель физической силовой подготовки – создание способностей к реализации возможностей в спортивной акробатической деятельности. Для развития мышечной силы использую упражнения с отягощениями из имеющихся деталей, «снарядов» атлетической гимнастики и бодибилдинга, где избирательно можно воздействовать на любые группы мышц, то есть развивать силу для выполнения определенных акробатических движений.

Для развития силы в практике использую штангу, гантели, спортивные снаряды или тренажеры. Во время упражнений с отягощениями мышцы работают в разных режимах, которых три:

1. Статический режим – удержание веса без движений.

2. Преодолевающий режим – подъем веса.

3. Уступающий режим – опускание веса.

В акробатических движениях мышцы осуществляют работу разного характера и в разных режимах. В связи с этим приходиться выбирать такие методы, где сила проявляется в специализированной двигательной деятельности.

Обучение упражнениям осуществляется в соответствии с общими принципами и методами обучения и воспитания в такой последовательности:

- ознакомление с техникой выполнения упражнения;

- разучивание упражнений, приемов, действий;

- тренировочный процесс.

Основная цель ознакомления – создать у воспитанников правильное представление о технике выполнения упражнений и обеспечить ясное ее понимание. Для этого следует:

- назвать упражнение;

-образцово показать;

-разъяснить его влияние на организм и важность создания различных условий применения;

-показать, если необходимо, упражнение повторно, но в медленном темпе или по частям, с одновременным объяснением техники выполнения.

Разучивание в зависимости от сложности упражнения и подготовленности обучаемых осуществляется в целом, по частям, по разделениям с помощью подготовительных и подводящих упражнений.

При обучении упражнениям по частям необходимо для каждой части включать этап «ознакомления», т.е. назвать разучиваемую часть или элемент, образцово показать, обратить внимание на основное в выполнении этой части, дать опробовать, внимательно наблюдая за правильностью выполнения; если необходимо – показать еще раз и объяснить технику выполнения данного упражнения.

При проведении занятий с детьми старшей группы (14-16 лет) использую групповой метод обучения. Групповой метод тренировки хорош тем, что при разучивании техники классических упражнений, все воспитанники группы, один за другим повторяют показанное упражнение. И когда педагог указывает на ошибку одного из воспитанников, другие уже прислушиваются и стараются уже не повторять ее. Бывает, что новички сами указывают друг другу на допущенные ошибки. Это облегчает процесс обучения. При обучении новичков, обязательно надо применять подводящие упражнения. Это такие упражнения, которые по координации близки к отдельным частям обучаемого упражнения, но значительно проще его. Например, иногда бывает, что воспитанник долго не может понять, как держать спину, колени при приседаниях. А стоит сделать приседание на скамейку с нужной высотой, то он сразу все понимает. И постепенно, в течение месяца, идет привыкание и понимание нужного положения тела.

Еще один важный момент: подростки часто переоценивают свои возможности, у них сильно развито чувство соперничества, на каждой тренировке они стараются поднимать максимальные веса, что может привести к случаям травматизма. Следовательно, надо стараться, чтобы в группу набирались юноши одного возраста или с разницей в один год (13-14 лет или 14-15 лет). Всегда необходимо помнить, что во время разучивания техники выполнения упражнений главное значение имеет не вес штанги, а количество повторений в подходе. Когда выполняются упражнения со штангой нельзя слишком напрягаться. Разучивается техника со снарядом среднего веса. По мере освоения упражнений и улучшения техники исполнения, вес штанги можно постепенно увеличить. В общем-то, только средние отягощения могут обеспечивать успешное закрепление главных форм основных движений в самой структуре упражнения и способствовать лучшему развитию физических качеств, которые необходимы при поднимании максимального веса. Рекомендую в конце месяца проводить соревнования среди новичков на лучшую технику классических упражнений. Понедельник – приседания, пятница – жим лежа, становая тяга. Эти соревнования помогают выявить результативность обучения, выявляются ошибки в выполнении техники упражнений, что позволят вовремя внести коррективы в методику обучения, а также дополнительно включить упражнения, влияющие на исправление ошибок в ходе самой тренировки.

Таким образом, главной задачей является обучение технике классических упражнений, что способствует улучшению общей и физической подготовки, совершенствованию техники исполнения.



Список литературы, используемой педагогом:

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2009 г.

2. Журнал « Физкультура и спорт» -2011(№2,5,8,10).

3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011г.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор-составитель Сальникова Т.П. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

5. Смирнов А.Т. Основы безопасной жизнедеятельности. М, Просвещение 2008- 2010гг.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций