«УЧИМСЯ У ДОБРОЙ СКАЗКИ или СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дорофеева Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г.Казани


Работа со сказкой направлена на развитие коммуникативной компетенции и решает следующие задачи: создание коммуникативной направленности вербальных высказываний, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи, развитие диалогической и монологической речи, приобщение детей к народной культуре, в том числе и к родному языку.

Я работаю с детьми четырех-пяти лет, используя сказки в работе с детьми. Сказка – неотъемлемая часть детства. Существует великое множество видов сказок. Главная задача педагога состоит в том, чтобы из этого множества выбрать самое необходимое, правильно скомпоновать в соответствии с поставленными задачами, то есть в зависимости от того, чего мы хотим добиться.

В работе со сказкой я использую определенный алгоритм:

1. Кто в сказке живет? (Загадки о героях данной сказки)

2. Что же это за сказка? (Загадка о самой сказке)

3. Знакомство со сказкой (Чтение, мультфильм, презентации)

4. Беседа по содержанию

- выявление основного смысла

- характеристика героев

- выявление мотивов поступков

- языковые средства выразительности

- словарная работа (чаще всего – этимология некоторых слов)

- историческая справка (если есть необходимость)

5. Пересказ по серии картинок

6. Ответ на главный вопрос – ему нас учит сказка

7. Инсценировка.

Это общий план, внутри которого – множество различных заданий.

Например, рассмотрим несколько заданий.

1. Загадки. Им я придаю большое значение, так как образной нашу речь делают, прежде всего, эпитеты, а загадка – это троп: сравнение или метафора, основанная как раз на использовании эпитетов. Но прежде, чем загадывать загадки, объясняю, как они создаются. А еще раньше – разговор о словах-признаках, которые украшают нашу речь. Например: я предлагаю детям составить портрет девочки по одной фразе – «Жила-была девочка…». Конечно, дети затрудняются это сделать, потому что в данной фразе минимум информации. Тогда я предлагаю поработать художниками, но рисовать мы будем не кисточками и карандашами, а словами. Например: у девочки были голубые глаза, значит, она была – какая? – голубоглазая; у нее были рыжие волосы, значит, она была – какая? – рыжеволосая; она часто смеялась, значит, она была – какая? – веселая и т.д.

Потом мы пробуем сами сочинить загадку. Объясню на примере сказки «Репка»:

- берем один объект – репку

- обозначаем ее признаки: желтая, круглая, вкусная

- рассматриваем другие объекты (скажем, по внешним признакам: цвет, форма) – мяч, солнце, колобок

- обозначаем их признаки: круглый, желтое, сладкий (вкусный) и сопоставляем данные объекты с их признаками. Получается несколько вариантов ответов. Репка круглая, как мяч (солнце, колобок); желтая, как солнце (колобок); вкусная, как колобок. А еще у репки есть хвостик, как у мышки. Пробуем сочинить загадку: круглая, а не мяч, желтая, а не солнце, вкусная, а не колобок, с хвостом, а не мышь. Таким образом, дети начинают понимать, как же загадки можно отгадать и что строятся они, в основном, на сравнениях.

2. Разгадывание кроссвордов, которые, в свою очередь, строятся также на ассоциациях и сравнениях.

3. Знакомство с другими произведениями, близкими либо по содержанию, либо по жанру. Или же наоборот – в другом жанре: фольклор (потешки, например, или авторские сказки). Так, например, изучая сказку «Курочка Ряба», знакомимся с другой потешкой:

Курочка-красавица у меня жила,

Ах, какая умница курочка была:

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споет.

А еще читаем сказку С.Маршака «Курочка Ряба и десять утят». И сравниваем обе сказки.

Знакомясь со сказкой «Репка», читаем следующее произведение:

-Была репка важная, дивилась старуха каждая:

Одним днем не обойдешь кругом.

Всей деревней ели целую неделю.

Одну корку положили, так телегу обломили.

Параллельно со сказкой «Теремок», знакомимся с такими произведениями, как, украинская народная сказка «Рукавичка», авторскими сказками «Избушка в лесу» В.Степановой и «Грибок-теремок» В.Сутеева; наряду со сказкой «Кот, петух и лиса» читаем сказку «Жихарка», а вместе со сказкой «Морозко» приходят в гости такие сказки, как «Две сестры», «Мороз Иванович» Одоевского» и «Госпожа Метелица» братьев Гримм.

Использую также методы и приемы, такие как:

1. Этимология некоторых слов. Кто такой или что такое «колобок»? Это булочка. Но тогда почему она так называется. Оказывается раньше любой круглый предмет, будь то снежок, головка сыра, круглый хлеб назывался колобом. Отсюда – колобок – маленькая круглая булочка.

2. Иногда приходится обращаться к истории. Почему сказка именно про репку, а, скажем, не про апельсин или картофель. А потому, что раньше не сажали дед с бабкой картошку и не выращивали огурцов (все эти овощи и фрукты появились на Руси гораздо позже), но испокон веку сеяли они репу и горох. Потому и складывались в народе сказки о царе горохе и об огромной репке, которой можно было накормить целую семью.

3. Игра-задание на знание «сказочного» текста «Выбери правильный ответ». Например:

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Раз снесла Курочка яичко…

- и положила его на окошко сушиться;

- тянет-потянет, вытянуть не может;

- и пошла гулять: людей посмотреть и себя показать;

- не простое, а золотое.

Это слова из сказки, которая называется…

4. Характеристика героя или сказочное досье:

Имя: Серый Волк, зубами-щелк.

Он же: Волчище, серый хвостище.

Он же: Волчок, серый бочок.

Особые приметы: цвет серый, зубы острые, взгляд волчий, злой, голодный, брюхо пустое.

Род сказочных занятий: кого-нибудь куда-нибудь везет, кого-нибудь за что-нибудь (или без причины) съедает или оказывается смешным. Одновременно вспоминаем, в каких сказках живет Волк и, в каких сказках он злой. А в каких, например, глупый.

5. Старая сказка на новый лад. Это задание развивает как речь, так и воображение. А также способствует формированию правильных грамматических навыков. Здесь мы можем заменить героя (ввести персонажа из другой сказки: в сказке «По-щучьему велению» вдруг появляется Колобок); изменить характеристики героев: злая Красная Шапочка и добрый Волк (как бы развивались события при таком соотношении); пересказ сказки от лица какого-нибудь персонажа (Кузнечик из «Мухи-цокотухи», например) и т.д.

6. Так называемые «неправильные» сказки, когда в общий текст сказки вносятся изменения. Например «Красная шапочка»: вместо авторского начала дети вдруг слышат совершенно другой текст – Жила в одной деревне Баба Яга. Да такая она страшная, что страшнее ее в деревне не было вместо такого текста: «Жила в одной деревне девочка, да такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было». Сначала дети воспринимают такое несоответствие несколько настороженно, но вскоре с удовольствием включаются в игру, исправляя «неправильный» текст на «правильный». Такая игра требует досконального знания текста, внимательного и чуткого отношения к слову, поэтому сказка предварительно очень внимательно читается, иногда с повторным проговариванием некоторых отрывков.

7. Учимся задавать вопросы и отвечать на них, осваиваем диалогическую речь. Для этого дети надевают маски персонажей сказки, которая в данный момент используется, и задают друг другу вопросы и отвечают на поставленные.

Сказка «Кот, петух и лиса».

- Где ты, Котик, живешь? С кем дружишь?

- Куда вы с Петушком любите ходить? О чем разговариваете?

- Почему ты, Лиса, такая плоха? И т.д.

8. «Сказочные» выражения. Вспоминаем, как разные сказки начинаются: жили- были…; в некотором царстве, в некотором государстве... А как сказки заканчиваются? – стали жить-поживать да добра наживать; до сих пор живут, нас с тобой в гости ждут. А как иногда обозначается время в сказках? – долго ли, коротко ли…; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А теперь вспоминаем сказки, где мы с вами встречали подобные выражения.

9. Сказки с остановкой. Это задание также требует хорощего знания текста произведения. Кроме того, помогает освоить монологическую речь, умение последовательно, не нарушая логики событий, пересказать означенный отрывок. Как это происходит? Педагог читает сказку (повторно) и в какой-то момент останавливается, ссылаясь на какую-либо причину (всякий раз – разную: стерся текст, плохо вижу и т.д.). Следующий отрывок должны рассказать дети.

10. Сказочный винегрет. После того, как были изучены некоторые сказки, в гости приходит, скажем, Незнайка, который, якобы не может понять, что за сказка ему попалась. Например: читал я сказку «Колобок». Там Красная Шапочка несла горшочек каши бабушке. А у бабушки жила Курочка Ряба. Снесла она яичко. Бабушка и состряпала с нимдля внучки Колобок. А его, такая жалость, волк съел и т.д. Дети должны эту сказку «распутать», то есть услышать, герои из каких сказок присутствуют в этом «винегрете».

11. Проблемные вопросы и вопросы, требующие рассуждения, что способствует формированию монологической речи, логического мышления, развивает фантазию:

- Что было бы, если бы кузнец не перековал Волку голо («Волк и семеро козлят»)?

- Как закончилась бы сказка, если бы Красная Шапочка угостила Волка пирожками («Красная Шапочка»)?

- Объясните, почему Лиса съела Колобка?

14. Работа со словом: подбери слова с противоположным значением

Колобок я, Колобок, Колобок – надутый бок.

Был я беленький, стал - …(румяненький),

Был я худенький, стал я …(толстенький),

Был я кисленький, стал я …(вкусненький),

Был я грустненький, стал …(веселенький).

Петушок трудиться любит, значит он какой? – Трудолюбивый. А мышата – наоборот – какие – ленивые («Колосок»); Петушок доверчивый, а Лиса - …(хитрая) и т.д.

Расскажи сказку, употребляя только слова-действия: жили-были, была, снесла, бил-бил – не разбил, била-била – не разбила; бежала, махнула, упало, разбилось и т.д.

15. Чудесный мешочек или Сочиняем сказку. Достаем из волшебного мешочка предмет. Любой. Например, карандаш. И сочиняем историю.

Жил-был – кто? Каким он был? С кем дружил? Пошел – куда? Пришел злой – кто? Какой? Что он сделал – превратил, запретил? Кто помог? Как? Где друзья стали жить? Чем заниматься? Что случилось с их врагом? И т.д.

16. Придумываем новое окончание сказки, другое название.

17. Инсценировка с соответствующими атрибутами: маски, элементы костюмов, необходимый реквизит.

18. Использование сюрпризного момента: волшебный сундук (или мешочек), перчаточные куклы, настольный театр и т.д.

Вот далеко не полный перечень того, как мы работаем со сказкой.

Итак, формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными, но прежде всего, должны иметь целеполагающий характер. Из опыта работа можно сделать вывод о том, что они имеют большое педагогическое значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, способствуют развитию литературных способностей, повышают мотивацию к изучению литературы, дают знания о взаимоотношениях людей, о проблемах, которые возникают в жизни и способах их решения. Сказки способствует развитию речи, мышления детей, обогащают их внутренний мир. Сказками не стоит пренебрегать даже в старшем возрасте, все мы, родом из детства, и имеем душу ребёнка, которая тянется к волшебному и доброму миру, который несёт в себе сказка. Многолетний опыт, использования сказки на своих занятиях, говорит о том, что сказка способствует повышению познавательного интереса ребенка к учебной деятельности и мотивирует его к ней. Также учит ребенка делать выводы, анализировать, рассуждать, находить причинно-следственные связи. Поэтому сказка используется практически всеми педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста, что позволяет обеспечить комплексный подход в развитии ребенка.

У В.Высоцкого есть такие строчки:

Этот рассказ мы с задачки начнем,

Даже Алиса ответит едва ли:

Что остается от сказки потом,

После того, как ее рассказали.

Думаю, что все то, о чем сегодня было представлено, и есть ответ на этот вопрос.

Список используемой литературы:

Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. – (Сказки-подсказки);

Александрова О.В. Учусь говорить: любимые сказки для малышей. – М.: Эксмо, 2012. – 64с. – (Ломоносовские энциклопедии – мини);

Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 80с. – (Библиотека современного детского сада);

Гурин Ю.В. Сказочные кроссворды для детей 7-7 лет. – СПб.: Кристалл, 2000. – 80с.;

Егорова Т.А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. Волгоград: Учитель, 2013. – 67с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций