Воспитание патриотизма в Центре искусств «Шарм»

Гущина Анна Андреевна,
заместитель директора
МБУДО "Центр искусств "Шарм" Московского района г. Казани


Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека!
>Наполеон Бонапарт


Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании», где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, ориентирует педагогическое сообщество на патриотическое воспитание подрастающего поколения. А это предполагает усиление внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительное отношение к прошлому и настоящему.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально - значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в учреждениях дополнительного образования должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывая все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, используя все условия и ресурсы. Будучи проводниками музыкальной культуры, образцами нравственного и гражданского поведения, педагоги Центра чувствуют себя ответственными за нравственно-эстетическое, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся и данные направления являются сегодня приоритетными. Мы должны научить детей не только гордиться страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным ко всему, что происходит.

Ключевым элементом гражданского и патриотического воспитания в творческих объединениях является учебное занятие. Педагоги выстраивают его так, чтобы музыка была наполнена духовным содержанием и детей не оставались равнодушными. Музыкальное искусство прочно связано с историей. Ведь для понимания многих музыкальных произведений необходимо знание истории нашего государства, которое так или иначе находит свое отражение в творчестве таких композиторов, как С.С. Прокофьев, П.И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Творчество перечисленных композиторов дает большой простор педагогам для раскрытия патриотических идей в музыке, формирования в сознании обучающихся чувства гордости за то, что все это – твоя Родина.

Педагоги-хореографы осуществляют свои постановки с учетом национальных традиций, тем самым воспитывают национальное самосознание. Совместная работа и усилия педагогического коллектива Центра, большая концертная деятельность создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, воспитывает коллективизм, понимание ответственности, вдохновляет детей на патриотическое отношение к Родине, к своему народу.В процессе разучивания репертуара, подготовки и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, таким, как День России, День защитника отечества, День Победы, дети знакомятся с лучшими образцами музыкального культурного наследия человечества. Формирование гражданско-патриотических качеств у обучающихся способствует их участию в конкурсах на патриотическую тематику, таких как Республиканский этап «Родина, мои родные края!» Всероссийского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», Городской фестиваль УДО «Наследники Великой Победы», Городской праздник, посвященный Дню Победы в ВОВ на площади Свободы, Республиканский народный праздник «Сабантуй», Городской праздник «День города».

Главным показателем эффективности процесса воспитания и образования мы считаем личностное развитие ребёнка. В каком направлении происходит личностное развитие ребёнка? На какие ценности он ориентируется? Какое отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Приоритетными, безусловно. являются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

Следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма — ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребёнка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Представим это в виде таблицы, где для большей наглядности и лучшего понимания нашей идеи личностного роста - личностного регресса противопоставим друг другу показатели ценностного отношения личности к тем или иным ценностям-объектам.

Отношение к миру

Объекты отношения

В чём выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста)

В чём выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

1

Семья

уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

2

Отечество

гражданственность, патриотизм

обывательство и социальное иждивенчество

3

Земля

любовь к природе, бережное отношение к её богатствам

потребительское отношение к природе и её богатствам

4

Мир

миротворчество и непринятие насилия, пацифизм

милитаризм

5

Труд

трудолюбие, стремление к творчеству

лень

6

Культура

интеллигентность

бескультурье, хамство и вандализм

7

Знания

любознательность

невежество



Отношение к другим людям

1

Человек как таковой (такой же, ка Я сам)

гуманность

жестокость

2

Человек, как Другой, как альтер-Эго(не Я)

альтруизм

эгоизм

3

Человек, как иной (не такой, как Я)

толерантность

ксенофобия, национализм, расизм



Отношение к самому себе

Я — телесное

забота о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

Я — душевное

самопринятие и душевное здоровье

комплекс неполноценности

Я — духовное

свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

превращение личности в «социальную пешку»



Особо отметим, что оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчёркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности, а не соответствия её какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия любого ребёнка стать лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Работа в этом направлении формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали и нравственности, приобщает детей, подростков и юношество к национально-культурным традициям народов Татарстана, к системе моральных и духовных ценностей народов России и мира; воспитывает у детей и подростков гражданственность и патриотизм; способствует формированию чувства гордости за свою страну, а все увиденное и услышанное преобразуется в душевный багаж, которому нет цены.Таким образом, мы видим, что искусство серьезно влияет на чувства и сознание обучающихся и играет свою немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании лишь тогда, когда общение с ними будет осуществляться в системе.



Приложение.

Республиканский этап «Родина, родные мои края!» Всероссийского фестиваля – конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»























Праздничный парад ко Дню Победы в Великой Отечественной войне на площади Свободы в Казани. Ежегодное мероприятие с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова, Государственного Советника РТ Минтимера Шаймиева, Премьер-министра РТ Ильдара Халикова, мэра Казани ИльсураМетшина, ветеранов войны, приглашенных гостей.












































Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в объединениях Центра


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций