Асхадуллина Альфрида Тимербаевна
Заместитель директора ЦДТ «Азино»,
Советского района г.Казани, Республика Татарстан
Аннотация:Система дополнительного образования характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для формирования успешности обучающихся. Особая актуальность проблемы связана с модернизацией российского образования. Осуществляя образовательный процесс, педагоги учреждений дополнительного образования стремятся к тому, чтобы сделать его более качественным. Вместе с родителями они заинтересованы в достижении обучающимися социального успеха.
Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание педагога к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Ключевые слова:педагогические условия, учебно-воспитательная деятельность, субъектный опыт, дополнительное образование.
Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для формирования успешности обучающихся.
На сегодняшний день очень важным является необходимость создания каждым педагогом дополнительного образования смысла своей профессиональной деятельности, который, несомненно, состоит в создании каждому обучающемуся «ситуации успеха», способствующей развитию чувства собственной значимости, уверенности в себе, повышению самооценки.
Успешный педагог дополнительного образования – это носитель реальной педагогической практики, заряженной особой, живой энергией, с помощью которой, он притягивает к себе обучающихся, родителей и социальных партнеров.
Особая актуальность проблемы связана с модернизацией российского образования. Осуществляя образовательный процесс, педагоги учреждений дополнительного образования стремятся к тому, чтобы сделать его более качественным. Вместе с родителями они заинтересованы в достижении обучающимися социального успеха.
Особенностью деятельности педагога дополнительного образованияявляется сотворчество, умение и готовность вместе с подопечным пройти путь познания.
В учреждениях дополнительного образования образование и обучениеносит общественно значимый характер, по результатам которого у ребенка формируются:
- навыки конструктивного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми,
- знания особенностей и личностных резервов, способствующих успеху в деятельности,
- навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях,
- стремление к самореализации в обществе,
- адекватная самооценка, самоуважение, социальная ответственность.
Очень ценно умение педагогов ЦДТ «Азино» работать в инновационном режиме.Любое новое знание должно опирается на субъектный опыт обучающихся, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. В процессе взаимодействия на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на обучающегося, но и обратный процесс.Обучающийся как носитель субъектного, личностнозначимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает педагог.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики всего мира. Центр детского творчества «Азино» - не исключение. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание педагога к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Система работы активизации познавательной деятельности обучающихся объединений ЦДТ «Азино» к обучению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности детей, педагогики коллективных дел.Желание каждого педагога нашего Центра – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1. привлечение обучающихся к целям и задачам объединения;
2. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
3. включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Именно эти три составляющие дают возможность педагогам нашего Центра детского творчества «Азино» реализовывать субъектный опыт в рамках своих объединений. Субъектный опыт изначально возникает и наиболее ярко выражается именно в проблемной ситуации, т.к. человек предстает перед необходимостью действовать самостоятельно. На первый план выступает умение анализировать, которое складывается из последовательных умственных действий, позволяющих создать образ поля (ситуации), оценить значение его элементов (для чего это? главное и второстепенное относительно ситуации), построить план действий, поэтапно осуществляя контроль и коррекцию.
Понятие «субъектный опыт» используется нами как феноменологическая характеристика, на основе изучения которой становится возможным проектирование личностно-ориентированного образования. Описание практики работы инновационного образовательного учреждения, которое в основу своей деятельности ставит изучение субъектного опыта обучающихся.
ЦДТ «Азино», как образовательное учреждение, в практике которого система педагогического взаимодействия с обучающимися строится с учетом индивидуальности каждого, становится наиболее приспособленным к меняющимся социально-экономическим условиям и, как следствие, более востребованным обществом.Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности, предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм, обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта педагога и обучающегося на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Педагог, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере обучающегося.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности, может и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список литературы:
1. Клайн, В. Р. Как подготовить ребенка к жизни: уч. пособие / В.Р. Клайн. – М.: Прогресс,2009.
2. Концепция дополнительного образования детей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/07/Koncepciya-№2.2014.pdf
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. –Режим доступа: htts://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html