Модель создания инклюзивной школы. Организация специальной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Чекунова Юлия Анатольевна,
директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа №168
с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями»
Авиастроительного района г.Казани


Важным направлением государственной политики в отношении детей с ОВЗ является обеспечение их прав на социализацию в открытое общество и реабилитацию средствами образования. В настоящее время главным аспектом и наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспек-тивную форму обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В школу № 168 принимаются наряду со здоровыми дети, имеющие различные соматические заболевания. К соматическим заболеваниям относятся заболевания сердца и сосудов, заболевания дыхательной системы, поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта, травмы, ожоги и ранения, наследственные генетические заболевания, органические поражения нервной системы, инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов, паразитарные инвазии, эндокринные заболевания. В настоящее время МБОУ «ООШ № 168» обучаются 158 детей, из них 30 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, что составляет 19 % от общего состава школьников. В 1 и 2 классе МБОУ «ООШ № 168» обучаются дети, которым ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью (вариант 1), для детей с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.1, 8.2, 8.3), для детей с задержкой психического развития (ЗПР – вариант 7.1). Для данной категории учащихся в школе были разработаны АОП и индивидуальные учебные планы. Дошкольное отделение посещают 8 воспитанников с РАС. Для данной категории детей также разработана адаптированная образовательная программа.

Главный фактор успешного обучения детей с ОВЗ совместно с обычно развивающимися детьми в классе — создание психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Необходимо объединить усилия родителей, педагогов, специалистов для создания комфортной инклюзивной среды для обучающихся. С этой целью педагогическим коллективом была разработана модель специальной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ «ООШ № 168», соответствующей их особым образовательным потребностям.

В процессе работы над созданием данной модели были выполнены следующие задачи:

1. Изучена нормативно-правовая, методическая, психолого-педагогическая базу по вопросу организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.

2. Разработана модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического направлений деятельности.

3. Разработана программа профессионального мастерства педагогов до уровня, необходимого для реализации адаптированной образовательной программы.

4. Обеспечено материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ.

5. Разработана система просвещения родителей (законных представителей).

Повышение квалификации педагогов и профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – необходимые условия готовности педагогов к реализации АОП.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистичес¬кую направленность личности, в том числе ее профес¬сионально-ценностные ориентации, профессиональ¬но-личностные качества и умения.

Педагог, готовящийся работать с детьми с ограни¬ченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека неза¬висимо от степени тяжести его нарушения; направлен¬ность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образова¬тельного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с на¬рушениями в развитии; понимание творческой сущнос¬ти педагогической деятельности с детьми с ограничен¬ными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограничен¬ными возможностями здоровья — го¬товность к оказанию помощи. Это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оп¬тимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность сум¬мировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимиза¬ции педагогической работы; перцептивные умения; креа¬тивность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Таким образом, профессионально-личностная готов¬ность педагога к работе с детьми с ограниченными воз¬можностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Результатом реализации модели инклюзивной школы является создание психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями, разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, повышение профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования, обеспечение образовательного учреждения высококвалифицированными кадрами для реализации АОП, повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ, повышение активности педагогов через самообразование, выступление на семинарах, круглых столах, конференциях, мероприятиях с обобщением опыта работы.

Список литературы:

1. Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .— М.: \МО и Н РФ, 2017.— 25 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.14 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ/ http://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-doc.php

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского; Предисло¬вие Л. И. Анцыферовой, Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986. - 408 с.

5. Чердонова В. А. Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 76-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11792/ (дата обращения: 24.04.2018).

6. Яковлева И. М. Профессионально-личностная го¬товность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». 2009. № 6. С. 140—144.

7. Яковлева И. М. Формирование профессиональ¬ной компетентности учителя-олигофренопедагога: мо¬нография. — М.: Спутник +, 2009. - 220 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций