Особенности организации учебных занятий с детьми с ОВЗ в объединении «Познавайка»

Спирюхина Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г.Казани


Работа объединения «Познавайка» направлена на максимальную коррекцию недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с ОВЗ на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков.

Занятия посещают дети с ОВЗ, имеющие различные формы интеллектуального, речевого и психомоторного развития (ДЦП, ЗПРР, олигофрения степени дебильности, шизофрения, эпилепсия, РАС, последствия поражения головного мозга, органическое поражение головного мозга).

Учебный процесс в объединение строится с учетом следующих критериев:

- Организация учебного пространства и подбор наглядного материала должен быть в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными способностями.

- Использование игровой мотивации на всех занятиях.

- Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.

- Занятие должно носить интегративный характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия.

- Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.

- Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия.

- Иногда требуется дополнительная работа по включению ребенка в занятие, что приводит к удлинению занятия (в зависимости от особенностей ребенка).

- Занятия должны носить предметно-практическую направленность.

При поступлении в объединение «Познавайка» проводится детальное обследование детей, исходя из которого,выявляются их способности к обучению. При проведении обследования обстановка должна быть спокойная, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в дружественном тоне.

Обследованиедетей осуществляется с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов. Учащиеся с идентичным психофизическим состоянием объединяются в подгруппы, занятия в которых направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

Когда отклонения в развитии выявлены, организую работу, направленную на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

Занятия с проблемными детьми строю на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений обучающихся.

У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого обучающегося составляю перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий учитываювозрастныекатегории и особенности индивидуального характера детей. Задачи, которые ставятся перед ребенком, должны быть ему предельно ясны.

Всем известен тот факт, что познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании.Поэтому, большое внимание уделяюразвитию таких психических процессов, как восприятие, логика, мышление, память, речь. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является способность быть внимательнымпри выполнении какого-либо задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса. Например, при восприятии чего-либо (рассматриваем картину, выполняем ритмические движения, изготавливаем поделку, и т.д.), а также в ходе мыслительных операций(сравниваем, классифицируем, считаем, и т.д.). Возможно, при речевом общении (следим за речью собеседника) и т.д.

Занимаясь с детьми системно, нельзя забывать о том, что от однообразной работы они устают, поэтому необходимо разнообразить виды деятельности. Эффективными занятия бывают тогда, когда органично взаимодействуют: беседа, логоритмика, игры, элементы трудовой деятельности (лепка, рисование, конструирование) и т. д.

Значительная роль отвожу коммуникативным способностям детей. Так, для компенсации в развитии дошкольников делается упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д. (в зависимости от диагноза).

У детей с нарушением интеллекта образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами. В играх, на занятиях, в каких-либо делах необходимо обращать внимание на те, или иные предметы, явления, их свойства. Процесс восприятия постараться сделать осмысленным для ребенка, при манипулировании предметом, он должен узнавать его свойства, учиться вычленять в предмете его части, форму, цвет.

Особое внимание уделяю развитию мыслительных процессов, так как они наиболее сложны длядетей со сниженным интеллектом. Им характерна леность мысли(проще ответить «я не знаю», чем думать). Они редко задают вопрос«почему?». Поэтому побуждая ребенка к творчеству, активизирую их прошлый опыт, знания. Им нельзя давать готовый ответ, необходимо побуждать их самим выбрать способ действий.

Существует множество упражнений, игровых заданий, направленных на развитие внимания у детей. На занятиях дети должны учиться, не только смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.

Осуществляю постояннуюсвязь с родителями в виде консультаций,приглашений на занятия, для понимания особенностей обученияи применения этих методик при выполнении домашних заданий. Только на основании системного подхода можно добиться положительных результатов.

Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие взрослые и теряют драгоценное время. Если недостатки воспитания нормально развивающегося ребенка могут быть устранены в процессе саморазвития, так как он способен многое усваивать самостоятельно, то развитие ребенка с отклонением в интеллектуальном развитии всецело зависит от участия окружающих.

Информационные источники:

1.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М.: Владос, 1998.

2.ЛебединскийВ.В.Нарушения психологического развития в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003.

3.Психолого-педагогическая диагностика. /Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Владос, 2003.

4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций