«Использование компетентностного подхода в процессе внедрения идей инклюзии в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями»

Мурзинова Галина Юрьевна
методист отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Центр детского творчества п.Дербышки»района г.Казани


Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия (включая детей с нарушениями здоровья, имеющие эмоциональные, социальные и языковые отличия). Решить эту проблему, т.е. включить все группы детей в процесс общего образования, ставит своей целью инклюзивное обучение.

Система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества; развивая систему инклюзивного образования, мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех, общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

За рубежом имеется большой положительный опыт внедрения инклюзивного образования, у нас к этой форме обучения не готовы ни дети, ни родители, ни значительная часть педагогов общеобразовательных школ и УДО.

Рассмотрим вопрос о включении детей с ограниченными возможностями в процесс инклюзивного образования в условиях УДО.

В самом простом понимании, для того чтобы достичь результатов в инклюзивном образовании необходимо избавиться от барьеров (препятствий), которые встают перед ребенком с особыми познавательными потребностями (или другого ребенка) на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни (в дополнительном образовании – в жизни учреждения или учебной группы детей с нормой развития).

Многие годы дети с нормой развития и дети с ограниченными возможностями здоровья обучались отдельно. Для обычных детей и их родителей, психологическим препятствием является само появление в классе особого ребенка. Для всех детей барьером является неумение понять друг друга, существовать в мире и понимании в пространстве класса, во время урока и на переменах. Особенно эти препятствия становятся труднопреодолимыми, если дети заранее настроены (родителями или другими авторитетными личностями) против совместных занятий.

Поэтому для того, чтобы обе подгруппы детей могли комфортно себя чувствовать в школе и учиться, им необходимо научиться взаимодействовать друг с другом.

Помочь в этом детям можно в условиях учреждения дополнительного образования. Инклюзивное дополнительное образование каждому ребенку, имеющему физические, интеллектуальные, эмоциональные, речевые или другие особенности дает возможность быть вовлеченным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его изоляции. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся быть вместе.

Этапы деятельности по внедрению

идей инклюзии в УДО, в частности в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями ЦДТ пос. Дербышки (клуб «Родник»):

1. Информационный.

2. Диагностико-методический.

3. Обучающий.

4. Социально-творческий.

1.Информационный этап.

Участия в мероприятиях по пропаганде идей инклюзии среди учащихся общеобразовательных школ и педагогов УДО.

2.Диагностико-методический этап.

- Тестирование педагогов УДО, родителей воспитанников.

- Разработка методической продукции.

- Разработка обучающих мероприятий.

3.Обучающий этап.

3.1.Обучение педагогов инклюзивным формам работы с детьми.

3.2. Обучение родителей.

- Тесная взаимосвязь педагогов отдела и родителей в учебном процессе.

- Проведение родительских собраний.

- Оформление и постоянное пополнение родительского стенда.

- Проведение тематических вечеров.

- Творческие мастерские для родителей учащихся.

3.3.Организация учебно – воспитательного процесса детей в отделе с элементами инклюзивного образования

В отделе ведется совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормой развития. Эта работа проводится в объединениях:

- Лечебная физкультура.

- Развивающие занятия «Радуга»

- Развивающие занятия «Познавайка»

- Прикладная студия «Ступени творчества».

- Развитие речи «Говоруша».

- Студия кукол «Жили-были».

- Организация двигательной активности «Ритмы детства».

- Психологическое сопровождение «Лесенка».

Анализировать результативность работы объединений помогает систематический анализ и заполнение представленной таблицы. Данная таблица является адаптированным вариантом таблицы Г.Банча, педагога – практика в области инклюзивной педагогики. Источник: Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса.- М., 2008..

Мониторинг учебно-воспитательной работы

в инклюзивной группе детей

Приспособления, обеспечивающие реализацию возможностей Календарная сетка

Обучающиеся

Все дети участвуют в деятельности группы и выполняют определенные обязанности

Все дети помогают и поддерживают друг друга.

Педагог

Создаёт инклюзивную культуру в группе

Сотрудничает с родителями, другими педагогами и специалистами

Группа

Дети взаимодействуют и поддерживают друг друга

Помощники педагога

Помогают по мере необходимости всем ученикам

Фокусируются на помощи конкретному ребенку только по просьбе педагога в случае необходимости

Результативность обучения детей

Основана на оценке всей работы, проделанной ребенком

Основывается на деятельности ребенка в течение всего периода обучения

Учитывает различные формы демонстрации полученных знаний.

Характеристика группы

Все дети являются участниками сообщества группы

Создаются большие и малые группы во время обучения

Устранены физические барьеры и барьеры негативных отношений, мешающих обучению

Взаимная поддержка – обязательное условие занятий в группе

Шкала баллов:

0 – еще не начиналось

1 – только что началось

2 – начинается понимание этой идеи

3 – процесс значительно развивается

4 – применение начинает быть комфортным

5 – процесс стал обычной практикой

Педагог____________________

Ежемесячно по каждому направлению педагог, анализируя свою работу, выставляет определенный балл. Подобная деятельность позволяет провести мониторинг и учитывать все направления в реализации инклюзивных форм обучения и образования.

Доказательством результативности работы отдела по внедрению идей инклюзии в образовательный процесс, является положительная динамика итогов психологического диагностирования.

4.Социально-творческий этап.

Развитие индивидуальных творческих способностей, возможность адаптации, общения получают дети на различных творческих, массовых мероприятиях для учащихся и родителей.

В рамках таких мероприятий воспитанники имеют возможность осознать собственною социальной значимость, почувствовать признание своих успехов.

На примере работы клуба «Родник», можно наблюдать то, что развивая систему инклюзивного образования, мы способствуем развитию общества для всех, общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Источники информации:

1. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. – М., РООИ «Перспектива», 2007.

2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. — 474 с.

3. Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса.- М., 2008.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций