Иванова Елена Михайловна,
заведующий отделом социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г.Казани
Образовательная работа с детьми с ДЦП (речь идет о детях, имеющих сочетанные заболевания – интеллектуальные, психические, моторные, зрительные и речевые нарушения) является достаточно сложной для педагогов системы дополнительного образования. Для детей с данными нарушениями характерными являются тугоподвижность, инертность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему. У детей нарушены процессы синтеза и анализа, обобщения и абстрагирования, наблюдается инертность мышления. Все это приводит к нарушениям произвольного внимания, развития речи (бедность словаря, трудности в формулировании слов, непонимание обращенной речи), к задержке и трудностям формирования математических представлений.
Зачастую педагоги, имея в объединении таких детей, теряются, как и с чего начать учебный процесс. Возможно, мой опыт поможет понять педагогам как вести коррекционную работу с детьми с ДЦП на начальном этапе обучения и выбрать для себя определенную схему занятий.
На начальном этапе обучения детей с ДЦП рекомендую уделить больше времени на развитие произвольного внимания (воспитание усидчивости ребенка на занятие, выполнение инструкций педагога).
Занятия обязательно начинаем с дыхательных упражнений, идет активизация внимания ребенка, речевой деятельности и мозговой деятельности. Упражнения выбираем в зависимости от интересов ребенка. Это может быть дутье на перышки, вертушки, зажженную свечу и т.п. Ребенок должен видеть результат своих действий, выполненное задание является побуждением для выполнения следующих упражнений.
После дыхательной зарядки начинаем артикуляционные упражнения (пример: упражнения из пособия О.И.Крупенчук «Логопедические упражнения»), которые помогают улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов, уменьшить их спастичность. Упражнения выбираем в зависимости от возможности ребенка выполнить его с постепенным усложнением заданий.
На следующем этапе занятия включаем упражнения на звукоподражание (примеры упражнений из пособия - Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания»). В данном пособии материал подобран таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков (подходит для работы с детьми с ДЦП, имеющими спастику речедвигательного аппарата).
Следующий этап занятия - упражнения на развитие мелкой и общей моторики. Упражнения необходимо проводить регулярно, на каждом занятии (желательно на начальном этапе занятия, а также использовать как физкультминутку). Вначале можно придумать упражнения самому, для легкости запоминания ребенком, используя подручный материал (например, мяч: катать, сжимать пальчиками, сделать овал из него и т.п.). После того как дети научились выполнять элементарные упражнения по инструкции взрослого, можно ввести шнуровки, пальчиковый театр, игры с различными предметами (прищепки, шарики, геометрические фигуры). Важно задействовать все пальчики ребенка и построить разминку таким образом, чтобы прослеживалось сочетание: растяжение – сжатие, расслабление – движение. Благодаря планомерной работе по развитию мелкой моторики можно увидеть следующие результаты: улучшается движение пальцев рук, кисти рук приобретают гибкость, подвижность, уходит некоторая скованность, движения становятся более согласованными. Идет развитие таких показателей как память, мышление, внимание, улучшается речь.
Из опыта работа можно сказать, что детям, в зависимости от степени тяжести заболевания, может понадобиться не один месяц для освоения предлагаемых упражнений. Чтобы шел непрерывный процесс развития ребенка, необходимо давать домашние задания для закрепления материала и более интенсивного усвоения.
Развивающая работа на начальном этапе обучения направлена на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями (зрительного, слухового, тактильно – двигательного) и на формирование у них сенсорных действий (действий по подражанию и образцу). Педагог должен комментировать каждое действие, выполненное им и ребенком, при необходимости повторять несколько раз. Так же педагог даёт образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) формы ответа, добивается ответов от детей (для неговорящих детей ответ можно получать в виде выбора ребенком объекта обсуждения). В соответствии с речевыми возможностями ребенка обучают давать словесную или жестовую форму ответа. В связи с этим дидактический материал для занятий подбирается с учетом сочетанных заболеваний данного ребенка. Материал должен быть доступным для восприятия, необходимо учитывать сопутствующие заболевания (зрительные и речевые нарушения, спастику).
Занятия с детьми проходят в основном в игровой форме. Несмотря на такую форму занятий, идет обязательное включение физкультминуток, упражнений на расслабление мышечного тонуса (пример веселой зарядки).
Дети с интеллектуальными и психическими, моторными и речевыми нарушениями усваивают информацию неравномерно. Нарушения развития детей являются многоплановыми, поэтому продолжительность занятия педагог определяет индивидуально в зависимости от диагноза ребенка.
Работу с детьми с ДЦП нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут). В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, двигательной активности благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.
Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развивая конструктивные способности в различных видах продуктивной творческой деятельности, сначала педагог работает с ребенком «рука в руке», постепенно приучая его к самостоятельному выполнению.
В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
Информационные источники
1. Левченко И.Ю., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А., Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 64с.: ил.. – (Серия «Готовимся к школе»).
3. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 85с.