Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи через освоение общеобразовательной программы «Игры для Тигры»

Ерохина Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦВР» Авиастроительного района г. Казани


В современной жизни электронных технологий проблема «живого» общения требует внимания у всех детей без исключения. Дети предпочитают общаться через гаджеты, используя короткие фразы и смайлики, заменяя выражения своих чувств и эмоций. Социально-психологические проблемы в общении с окружающими особо остро проявляются у детей с нарушением речи. У ребят с особенностями развития прослеживаются затруднения развития коммуникативных способностей, которые включают следующие этапы:

-желание вступать в контакт с окружающими

-умение организовать общение (слушать, сопереживать собеседнику, находить решение в конфликтных ситуациях)

-знание норм и правил общения (использование «вежливых» слов, правил диалога с окружающими )

-наличие речевых проблем (неправильное произношения звуков или их замены, грамматические ошибки ,трудности словообразования, бедный лексический запас)

С учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи, с учетом мотивированного мнения родителей для обеспечения равных возможностей полноценного развития детей 6-10 лет независимо от ограниченных возможностей здоровья разработана общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Игры для игры», реализуемая в Центре внешкольной работы г. Казани с 2015 года. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всесторонне¬го гармоничного развития. Основные задачи программы – устранение речевого дефекта; предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных недоразвитием речи; развитие у детей навыков взаимодействия с окружающими; овладение приемами коммуникации и социализации через общение.

Общение - сложная деятельность, которой ребенок овладевает путем получения социального опыта. Крик новорожденного-это первая попытка общения со взрослыми. На разных этапах взросления накапливаются коммуникативные навыки в силу возможностей каждого ребенка. Особое значение сформированности коммуникативных умений имеет этап перехода из дошкольного периода к школьному обучению. Умение общаться со сверстниками, учителями, сам процесс обучения родному языку: чтению и письму- для детей с нарушением речи становится большой проблемой, сильно тревожит их и нарушает процесс обучения в целом, становится препятствием социально-личностного развития.

Игровые технологии, заявленные в программе, позволяют облегчить сложный процесс общения: дают возможность педагогу легко переключать воспитанников с одного вида деятельности на другой, заставляют детей взаимодействовать друг с другом, учат слушать и слышать участников, соблюдать правила, находить выход в заданных обстоятельствах. Через игру педагогу быстрее удается познакомиться с ребенком, узнать его психотип, особенности характера и возможности ребенка. В игре проявляются волевые качества детей, идет осознание деятельности, проявляется самостоятельность, которую сложно проявить дома, со взрослыми, развивается оценка себя и других. Не умеющие играть дети, как правило, имеют низкие показатели в развитии, они боятся неожиданных ситуаций, не знают как правильно реагировать, как показать свои эмоции и как построить свое поведение и общение с другими людьми.

На занятиях используются следующие методы и приемы:

-словесные и подвижные игры на взаимодействие

-ролевые игры на различные жизненные ситуации

-имитационные игры

-игры на внимание и развитие памяти

-игры - ситуации, направленные на развитие самосознания ребенка, его личностно-волевых качеств

В каждой игре развивается речь ребенка, устанавливается контакт со сверстниками и педагогом, создающим среду и условия коммуникации детей. Большинство детей с нарушением речи с трудом включаются на первых этапах даже в знакомые им игры, они стесняются говорить, взаимодействовать с ребятами из своей команды (или наоборот начинают сразу конфликтовать), но и не могут отстаивать свои интересы поодиночке. Игра в малочисленных группах - это педагогический прием в целях развития коммуникативных навыков, преодоления страха общения, замкнутости и нерешительности, побуждения интереса и потребности к общению, обучения совместному поиску обоюдных решений в спорных ситуациях.

На этапах звукопостановки отрабатываются стихи и чистоговорки в совместной игре на ритм и темп. Добавляются задания на интонационный окрас речи, мимику, жесты (упр. «Танцующий медведь», «Кислый лимон»).

На занятиях по развитию самостоятельной речи ребята учатся давать полные ответы на вопросы, пересказывать тексты по плану, а так же составлять рассказы без наглядной опоры на картинку, развивая память и воображение. Большой вклад в развитие коммуникативных навыков несут занятия с театрализованными элементами. Очень активно и всегда радостно идет работа на занятиях - постановках сказок или своих историй, где дети принимают на себя роль, характер, манеру движений и особенности речи героя. Обогащение лексического словаря детей с нарушением речи -трудоемкий и длительный процесс. Русский язык очень богат на многозначности и оттенки значений слов. Детям с речевыми ограничениями не всегда удается запомнить новые слова и найти им применения в своей практике. Неиссякаемым источником обогащения словаря служит наша библиотека, куда дети приносят свои прочитанные книги и могут взять другую для домашнего чтения, делятся впечатлениями и пересказывают яркие моменты.

Общение – совместная деятельность. Овладев коммуникативными навыками, ребенок не останется один на один в окружающем его социуме, будет уверен в себе и своих возможностях быть услышанным и понятым, а значит и полноценно развиваться!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций