Валиахметова Альфия Николаевна, к.п.н., доцент
Татарская детская музыкальна школа № 32,
город Казань, Республика Татарстан
Проблема детской одаренности в настоящее время становится более актуальной. Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в общественном сознании позволили по-новому взглянуть на данную психолого-педагогическую проблему.Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной личности. Какого ребенка считать одаренным? Ни один одаренный и талантливый ребенок не похож друг на друга. Поэтому, выявление детей, обладающих незаурядными способностями, до сегодняшнего дня представляет известную трудность.
Спектр одаренных детей разнообразен. Ученые рассматривают интеллектуальную, творческую, педагогическую, художественно-изобразительную, социальную, лидерскую и другие виды одаренности. Одним из наиболее интересных феноменов детской одаренности является – музыкальная одаренность. В этой области накоплен большой теоретический и эмпирический материал. Решение вопроса структуры музыкальной одаренности, определение индивидуальных и возрастных особенностей музыкально одаренных детей может способствовать наиболее раннему их выявлению, оптимизации процесса обучения одаренных детей, раскрытию их творческого и личностного потенциала.
Большой исследовательский интерес представляют попытки теоретического анализа и обоснование различного рода сочетания способностей в процессе развития личности ребенка. В психологической и педагогической практике ученые рассматривают существование «общие» и «специальные» способностей человека. Психолог В.П.Анисимов отмечает, что общие способности универсальны и характерны для любого вида деятельности. Они обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. К числу общих способностей относятся моторные (двигательные, тактильно-кинестетические) и познавательные способности психики человека (невербальные, психоэмоциональные) [1, с. 7].
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, литературной, изобразительной, музыкальной, сценической.Музыкальные способности являются разновидностью специальных способностей, и представляют собой индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В этой или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.
Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют «музыкальной одаренностью». Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств личности. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность», в понятие которого входят такие компоненты как: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную взаимосвязь со слуховой сферой, тонкостью слуховой и двигательной реакции, эмоциональную активность.
Среди характерных признаков музыкальности у детей ученые психологи называют: раннее проявление музыкального слуха, наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях; музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку), естественную (не привитую педагогами) выразительность исполнения.Ядром музыкальных способностей ребенка является:
- музыкально-ритмическое чувство (способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его);
- ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения);
- способность к слуховому представлению (способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение);
- музыкальная память [3, с. 76].
Ученый психолог Л.С.Выготский отмечает, что наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы ребенка и развития его музыкальных способностей является - активная музыкальная деятельность[2]. И эта возможность предоставляется учащимся в образовательном пространстве детских музыкальных школ.
Детские музыкальные школы являются начальной ступенью в музыкальном образовании и воспитании творческой личности. Они занимают особое место в системе начального музыкального образования. Обучение в них проводится по индивидуальному плану для каждого ученика, основными задами обучения являются – развитие общих и музыкальных способностей учащихся, привитие им профессиональных исполнительских навыков.
Большое значение имеет создание специально организуемой вокруг музыкально одаренного ребенка педагогическойсреды, которая должна:
- влиять на его активность, работоспособность, трудолюбие;
- обеспечивать развитие волевых, характерологических, субъективных качеств ребенка;
- способствовать проявлению творческих способностей и давать широкое художественное поле развития;
- предоставлять свободу в выборе и в самопроявлении, оказывать эмоциональную поддержку;
- создавать ситуацию успеха в процессе обучения.
Кроме того, ребенок должен быть активным деятелем в своей самостоятельной творческой деятельности. Главное условие этой среды – единство воздействия всех ее компонентов.Ведущая роль принадлежит благоприятному педагогическому влиянию со стороны учителя.
Педагогическая поддержка одаренного ребенка выражается во взаимодействии и сотрудничестве с учеником (учитель и ученик – соратники в работе, совершающие совместные открытия); учет его физиологических и индивидуальных особенностей, вера в его возможности.
Работа педагога с музыкально одаренными детьми в музыкальной школе – это сложный и никогда не прекращающий процесс. Он требует от педагога личностного роста, постоянно обновляемых профессиональных знаний в области психологии, общей и музыкальной педагогики, философии, социологии и других науках.
К приемам развивающие музыкальные способности одаренных детей можно отнести:
1. Слушание музыки. Данный вид музыкальной деятельности способствует активному развитию музыкального восприятия и мышления. В процессе слушания и анализа музыки у детей формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и музыкальная память.
2. Пение. В пении происходит развитие мелодического слуха в единстве его компонентов: перцептивного (ладового чувства) и репродуктивного (человеческого голоса).
3. Музыкальная игра-драматизация. Все сыгранное, прочитанное, услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи речевой или музыкальной интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены.
4. Импровизация. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Импровизацию определяют обычно как «искусство мыслить и исполнять музыку одновременно».
5. Игра на музыкальных инструментах и др.
Проблема обучения и развития одаренных детей требует дальнейшего исследования. Это дискуссионная проблема должна решаться с учетом конкретных социально-психологических обстоятельств в отечественном образовании.
Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об условиях обучения каждого ребенка должна рассматриваться индивидуально, чему способствует образовательная среда детских музыкальных школ.
Литература:
1. Анисимов, В.П. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие / В.П. Анисимов – М.: Владос, 2004. – 128 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте / Л.С. Выготский. – М.: СПб: Союз, 1997. – 96 с.
3. Теплов, Б.М. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. – 227 с.