Развитие кукольного театра в школе

Файзуллина Ляйсан Фанисовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Школа №33» Авиастроительного района г. Казани


«Мир кукольного театра – это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа.
Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно,
по своей многозначности это – настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии.
Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…».
Известная деятельница индийского театра кукол Капила Ватсяаян


Театр и дети… Это словосочетание имеет большое значение в становлении личности ребенка. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Основа правильных взаимоотношений, заложенная театром, останется с детьми на всю жизнь.

Школьный театр – это всегда особый мир в пространстве образовательного учреждения. Такой мир создали и успешно его развивают в МБОУ «Школа №33» Авиастроительного района города Казани.

Вот уже 10 лет в школе работает кукольный театр «Буратино», который возглавляет энтузиаст своего дела, педагог дополнительного образования Гатауллина Муршида Хайдаровна.

Кукольный театр – это первое приобщение детей к театру, искусству. Ребята очень любят смотреть спектакли с куклами в главных ролях. Такой театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Дети видят знакомые и близкие с детства игрушки: зайку, мишку, кошку, собачку, кукол. В театре они оживают, двигаются, разговаривают, тем самым становятся еще интереснее и привлекательнее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в увлекательный, сказочный мир, где все необыкновенно.

Свой сказочный мир создают ученики школы №33 на занятиях кукольного театра. Цель кукольного театра – это эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театру кукол.

Гатауллина Муршида Хайдаровна по образованию – руководитель театральных коллективов, однако этой деятельностью начала заниматься только на пенсии. С идеей создания кукольного театра обратилась к директору школы Шаяхметовой Нелле Шамильевне, которая всегда поддерживает любые начинания.

Одной из первых кукол, которую сделала Муршида Хайдаровна своими руками, был Буратино – герой одноименной сказки Алексея Толстого, смелый мальчишка, который спас кукол от злого Карабаса Барабаса. По сюжету в конце сказки Буратино становится новым руководителем кукольного театра. Песню из этой сказки ставят на заставке спектаклей, и их ведет Буратино, он открывает, приглашает, представляет актеров.

С тех пор так и повелось, что кукол для спектаклей ребята создают своими руками. Для этого отведено специальное занятие «Кукольная мастерская». В этот день дети с педагогом реставрируют старых, делают новых кукол и декорации. Эта творческая деятельность доставляет всем массу положительных эмоций. Ребенок, создающий куклу, чувствует себя настоящим художником, скульптором. Это его кукла! Он вдыхает в нее жизнь! Благодаря воображению, стараниям и художественному подходу у очередного героя кукольного театра появляются глазки, носик, ротик… Сообща, ребята придумывают ему костюм, головной убор и дополнительные аксессуары. Через некоторое время кукла оживет и начнет разговаривать…

Для того, чтобы куклы начали разговаривать нужен спектакль. На сегодняшний день в репертуаре кукольного театра следующие спектакли: русские народные сказки «Репа», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»; «Коза и Баран» (по сказке Г. Тукая), «Петрушкина дубинка» (автор пьесы – Гатауллина М.Х.), «Теремкэй» (сказка «Теремок» на татарском языке).

Ребята вместе с руководителем собираются за круглым столом, читают пьесу, обсуждают каждую роль, каждую реплику, интонацию. Так, например, при подготовке спектакля на татарском языке педагог прорабатывает произношение с русскоязычными детьми. Таким образом, проходит ряд занятий, потом раздаются роли, дети учат свои слова. Самое интересное, что порой даже в привычном общении между собой ребята начинают использовать фразы из сказок. Начинаются репетиции, разучивание ролей. Во многих спектаклях есть музыкальные номера, благодаря которым сказка становится оригинальной, интересной и органичной.

Доброй традицией стали ежегодные гастроли кукольного театра «Буратино» в начальной школе. Это делается для того, чтобы юные актеры оттачивали свое мастерство. Ребята также принимает активное участие во всех школьных мероприятиях, выступают перед гостями, которые часто посещают школу №33.

За десятилетний период творческой жизни школьного театра кукол, коллектив достиг больших результатов. За годы работы они неоднократно участвовали в творческих конкурсах разных уровней: от районного до международного.

Трижды ребята становились дипломантами Республиканского конкурса театральных и кукольных коллективов «Иделькаем».

В 2011 году со сказкой «Коза и баран» заняли третье место на республиканском конкурсе, посвященном 125-летию Г. Тукая.

В 2015 году коллектив получил звание лауреата в Республиканском фестивале-конкурсе «Театр, как театра» (г. Альметьевск).

В 2018 году на Международном театральном конкурсе «Арт-содружество» стали лауреатами первой степени (показали спектакль «Репа»).

2019 год – Год театра – ознаменовался тем, что в масштабном Всероссийском фестивале детского и молодежного театрального мастерства «Другое измерение» кукольный театр «Буратино» занял второе место в номинации «Театр малых форм» среди участников из 26 городов России.

Параллельно ведется активная работа по направлению «Художественное слово». На международном конкурсе «Золотой лотос» шесть человек заняли призовые места в этой номинации.

Благодаря активной работе руководителя Гатауллиной М.Х., девизом которой является известная фраза «Дорогу одолеет идущий», кукольный театр растет и развивается. В труппу нет специального отбора детей, прийти может любой желающий. Но при этом остаются самые выносливые и целеустремленные дети.

Основной задачей театра в школе является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром пробуждает самостоятельное и независимое мышление, формирует эстетический вкус и мировоззрение.

Искусство театра – это коллективное искусство. В детском театре закладывается культура человеческих взаимоотношений: ребята учатся дружбе, взаимопомощи. Находясь за ширмой, нужно забыть об обидах, размолвках и быть единой командой, ведь от каждого участника процесса зависит успех всей труппы.

Дети делают общее дело, это их сближает, они помогают друг другу, подсказывают. Многие участники коллектива дружат семьями. Выездные выступления, участие в конкурсах – в этом большая заслуга родителей учащихся. Транспорт, питание, помощь с декорациями ложатся на плечи мам юных артистов. Благодаря их поддержке кукольный театр «Буратино» развивается вне стен школы.

Школьный кукольный театр способствует решению многих учебных задач: обучению живой разговорной речи, приобретению раскованности в общении, он приучает свободно выступать перед обществом. Юные актеры с удовольствием играют в театре. Ведь именно игра приносит с собой чувство уверенности в себе, непосредственность, смелость.

Занимаясь в театральном кружке, дети постигают увлекательную науку театрального мастерства. Они приобретают опыт творческой работы и публичного выступления, учатся работать с партнером и в коллективе, учатся общаться со зрителем. Ребята учатся работать над характерами героев, приобретают навыки оценивания сказочных персонажей и анализа сказки, как художественного произведения в целом.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций