«От замысла до воплощения спектакля»

Комарова Юлия Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦВР» Приволжского района г.Казани


Зачастую в театральную студию обучающиеся приходят с конкретными целями: раскрепоститься, раскрыть в себе актёрские способности, преодолеть страх сцены, обрести новых друзей, и т.д. Как правило, цели пребывания в театральной студии бывают сугубо эгоистичными, направленными на удовлетворение конкретных личных целей.

В свою очередь, передо мной, педагогом – режиссёром, руководителем детско-юношеской театральной студии «ВДОХ» стоит чуть иная задача: развить духовные качества личности ребёнка посредством театрального мастерства, чтобы итоговый результат нашей совместной работы, будь то спектакль, художественный монолог, или другой вид театрального искусства, был наиболее качественным, «бил точно в цель», доходил «до ума» и «сердца» зрителя.

Как этого добиться? Как воспитать личность, способную не только «впитывать» знания, но и «отдавать»?

Как и во всякой театральной студии, занятия у нас начинаются с освоения актёрских навыков: физическое и психическое раскрепощение, развитие различных видов внимания, развитие воображения и фантазии, действие от первого лица в заданных предлагаемых обстоятельствах, перевоплощение в образ героя;

Навыков сценической речи: постановка правильного дыхания, снятие мышечных зажимов, «вывод звука», работа с резонаторами, диапазоном голоса, верная и чёткая артикуляция, дикционные тренинги, логика устной речи.

Но даже если учащийся хорошо освоил весь материал, этого будет недостаточно для того, чтобы выйти на сцену, и быть актёром – действующим лицом в полном смысле этого слова. Из него выйдет хороший актёр – робот: вроде, всё верно и точно исполняет, уверенно держится на сцене, видит, слышит, понимает, а чего-то всё равно не хватает.

Чего же? Не хватает «жизни на сцене», «духа роли», не хватает думающего, чувствующего актёра на сцене, способного сопереживать персонажу, доносить смысл сказанного до зрителя.

Как добиться, чтобы совсем юный актёр не просто механически заучивал, а затем с выражением произносил текст выученной роли? Как научить его понимать то, о чём и зачем он говорит? Для чего мы играем именно этот спектакль? Что мы все хотим сказать зрителю? О чём подумать?

Для решения этих задач я, во-первых, с большой ответственностью подхожу к выбору репертуара, учитывая особенности коллектива (возраст детей, степень их подготовки, количество в коллективе мальчиков и девочек), актуальность выбранного материала в современном мире, художественную ценность выбранного произведения, и т.д.

Во-вторых, когда материал мной выбран, я приношу его в коллектив на общую «читку». Учащиеся театральной студии читают материал вслух. После прочтения, мы делимся первыми впечатлениями от прочитанного. Обсуждаем. Для меня это очень важный этап в работе над новым материалом. Я смотрю на первое впечатление учеников: отозвалось ли произведение? Заинтересовало ли? Если да, мы идём дальше. Я ставлю вопрос: как вы думаете, о чём произведение? Зачастую дети в ответ пускаются в пересказ сюжетной линии. Здесь очень важно для меня тактично и правильно объяснить, чем отличается сюжетная линия от темы и идеи, тех важных мыслей, которые захватили автора, ради которых он написал пьесу, рассказ, или сказку. Что он этим хотел сказать?

Когда найдены отличия сюжетной линии от темы и идеи произведения, мы рассуждаем на тему: что хотел сказать автор? Что мы, как читатели должны понять?

Ответы детей, конечно же, бывают разными, но я, как педагог, всегда призываю размышлять, и не бояться высказывать свою точку зрения, слушать других участников беседы, находить совместное решение проблемы.

Когда мы с актерами определим авторский замысел, мы начинаем делиться мыслями о том, чем именно мне близко данное произведение? Видел ли я похожие ситуации в жизни? Какой урок я извлёк из данного материала? Обычно, когда я прошу рассказать о похожих ситуациях, героях в жизни, у учащихся находится достаточное количество схожих историй из собственной жизни. Они рассказывают их друг - другу, рассуждают, делятся впечатлениями – это мой один из самых любимых этапов в творческой работе коллектива. Теперь ребята театральной студии уже непросто ребята, а «соавторы» произведения, актеры «мыслящие», которые «пропускают через призму своего сознания» авторскую мысль.

Хорошенько разобравшись в материале (а на это может уйти не одно, и не два занятия), мы приступаем к этюдам на заданную тему. Я предлагаю учащимся пофантазировать на тему произведения: что было бы, если бы это произошло с нами, в наших реалиях, с реальными вашими знакомыми? Этот этап самостоятельной работы так же очень увлекает юных актёров. Они продолжают размышления на заданную тему, глубже понимают мотивы поступков героев, их цели, стремления, их жизненное кредо, среду обитания, и т.д. А я, в свою очередь, уже как режиссёр, смотрю, какого ребенка на какую роль попробовать, наблюдаю за лидерскими качествами, подмечаю слабые и сильные стороны каждого ребенка в творческой деятельности, запоминаю, над чем у каждого еще надо поработать, какие навыки «подтянуть».

Я считаю, что совместной подготовительной работе к воплощению литературного материала в спектакль необходимо уделять как можно больше времени, и во время репетиций постоянно возвращаться к вопросам: о чём мы играем спектакль? Что хочет мой персонаж? Что любит? Кого ненавидит? Что мы хотим сказать зрителю? Вся эта проделанная работа будет в итоге не «впустую»: актёры научатся не просто механически передвигаться по сцене, и выразительно декламировать выученный текст, а будут сопереживать своим героям, будут «нести мысль» со сцены.

Своей работой в театральной студии я каждый день, шаг за шагом стараюсь воспитать в каждом ребёнке высокодуховную, умеющую сопереживать, личность, для которой искусство – это каждодневная необходимость, а не скучный вымученный урок. Каждый день, маленькими шажками я вместе со своими учениками учусь «любить искусство в себе, а не себя в искусстве», как завещал нам отец-основатель русской актёрской школы К.С. Станиславский.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций