Реализация развивающего и воспитательного потенциала театра в условиях детской театральной студии «Нур»

Ибятова Роза Нургатовна,
педагог дополнительного образования,
руководитель татарского театра «Нур»
МБУДО «Центр внешкольной работы» Приволжского района г.Казани


В настоящее время детский театр – драматический, кукольный, театр теней и другие, и самые различные формы школьной театральной самодеятельности, начиная с игр-драматизаций, драматических кружков и студий и заканчивая самодеятельными театрами, – занял прочное место в системе разностороннего воспитания современных детей. Для целенаправленного использования какого-либо искусства как средства воспитания детей, необходимо обратить внимание на присущие ему особенности. Только при таком условии искусство может быть использовано с наибольшей эффективностью и внесет свой вклад в дело эстетического, нравственного, идейного воспитания детей. В этом отношении театр, глубоко воздействуя на сознание и чувства человека, имеет некоторые преимущества, так как он объединяет в себе ряд искусств – литературу, искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и другие. Именно такой синтез искусства определяет возможность многостороннего воздействия языка театра на сознание и чувства человека, в особенности ребенка, подростка.

Кроме того, театральное воспитание как часть общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как профессионального театра, так и эксперименты театра любительского, а также целый пласт культурного багажа, накопленного в историческом и современном предтеатре, в бытовых и праздничных обрядовых действах, зрелищах и играх.

Театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью, игры. Все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством. Именно отражение действительности создает предпосылки для активного проникновения театрального начала в сферу воспитания подрастающего поколения, использования его как действенного средства социализации личности.

За двадцать лет существования татарского театра «Нур» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани было поставлено большое количество спектаклей, которые содержательно, понятно, правдиво и выразительно отображали жизнь татарского народа. Репертуар сформирован так, чтобы он по своему содержанию не только отражал, но и развивал культуру народа, его особенности – своеобразие занятий искусствами, изучение фольклора, участие в народных праздниках и другие.

Работа над спектаклем создает широчайшее поле для непосредственных контактов юной личности с целым спектром эстетических объектов, которыми является и пьеса, над которой идет работа, и костюмы, и реквизит, и музыкальное оформление, и оформление сцены.

Уже при первом чтении произведения я, как руководитель кружка, осуществляю анализ эпохи, описанной писателем, изучаю одежду, речевые особенности, проблемы людей, песни и танцы, этикет, предметы быта. Так, например, в произведении Тази Гиззата «Чаткылар» описываются 1917-1918 годы, где нужно показать разницу качества жизни богатых и бедных. Сделать это без предметов одежды и интерьера дома бедных (лапти, льняные рубашки, ситцевые платья, деревянные кровати, подвешенные детские кроватки, вышитые полотенца и передники ) и богатых торговцев (блестящие галоши, вышитые читеки, бархатные камзолы и платья, женские украшения, дорогие ковры, резная мебель), это значит не сделать ничего.

Готовя инсценировку по татарским народным сказкам, я провожу беседу об истории жизни и быта татарских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. На занятиях мы рассматриваем художественные иллюстрации, слушаем татарскую народную музыку, считалки, детские частушки, пословицы, правила народной игры, народное творчество. Всё это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес, помогает почувствовать атмосферу сказочных событий.

В театральной студии «Нур» разработан план мероприятий с акцентом на этнокультурную специфику. Результатом такой деятельности являются многочисленные выступления участников на общегородских национальных праздниках, проведение календарных, религиозно-обрядовых праздников, участие на конкурсах, фестивалях.

Мы стараемся организовать коллективную, репетиционную работу так, чтобы она формировала не только профессиональные качества учащихся, но и приносила им радость от общения с товарищами. Так, например, репертуар театральной студии составляют следующие традиционные театральные мероприятия: татарские праздники «Науруз» – новый год по древнему восточному календарю, наступающий в день весеннего равноденствия 21 марта; «Карга боткасы» – древний весенний праздник, посвященный встрече теплой весны, – благодарение птицам за то, что они принесли весну на своих крыльях; «Сюмбелэ» – осенний праздник, празднование окончания полевых работ и сбор урожая (15 сентября), обрядовые праздники «Посиделки» – осенне-зимние собрания женщин и девушек на дому одной из них, совмещающие рукоделие (шитьё, вязание, вышивание, прядение) с разговорами, пением; и «Каз омэсе» – осенний праздник, который включает в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь (такмаклар).

Особое место занимает проведение любимого народного праздника «Сабантуй», который проводится летом, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне. При создании сценария, репетициях праздника обучающиеся погружаются в самобытный мир предков. Характерной чертой этих традиционных праздников является привлекательность, красочность, яркая внешняя оформленность, эмоциональная окрашенность. Создание эмоционального подъема, торжественности, ритуально-церемониальной оформленности побуждает детей к действию, усиливает коллективные чувства и переживания.

Для проведения этих праздников участники изучают историю их возникновения, их значимость. Также изучаются песни, танцы, обряды, обрядовые игры. Такие театрализованные мероприятия подготавливают детей к труду, учат правилам поведения, знакомят с традициями и обычаями. Опора на народные традиции, обычаи и обряды делают воспитательное мероприятие оригинальным, творческим, колоритным, эстетически привлекательным. Такие праздничные мероприятия, с подробным изучением смысла праздника, их исторических предпосылок возникновения и их значимости, активизирует познавательную активность детей, их творческую активность и способствуют осмыслению смысла праздников и традиций гуманистической направленности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций