Роль театральных занятий в жизни ребенка

Гордеева Ирина Владиславовна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества»Вахитовского района г. Казани Республика Татарстан


В современном мире детям доступны различные формы познания окружающей действительности: художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни,богатейшим источником информации о мире, мощным стимулом мыслительного процесса, формирования духовности.

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая… Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умения действовать в предлагаемых обстоятельствах, обучение социальному опыту –все это происходит через образ, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не останется равнодушным к происходящему на сцене.

Театральная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка – как для обучения, так и для воспитания. Детский театр – уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, дети искренне верят в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок иногда настолько сопереживает героям сказки, что рвется из зала на сцену, чтобы самому принять участие в спектакле, помочь своему любимому персонажу справиться со злодеем. Он стремится предупредить положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, ликуют, когда все заканчивается хорошо. Еще более яркими становятся впечатления ребенка, если он сам принимает участие в игре. Детям играть легко. Играть роль в спектакле для ребенка — естественное состояние, не требующее напряжения, не знающее комплексов.Играя, дети раскрываются творчески и эмоционально, совершенствуют коммуникативные навыки.

Информация и эмоции, полученные на театральных занятиях, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывают потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями со всеми. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Но дети еще и гениальные актеры по своей природе, живущие чувствами и эмоциями, не ограниченными взрослением. А уж если ребенок сам принимает участие в театральных постановках, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельным, у него появляется ответственность за дело, за себя и партнера. По сути, ребенок находит свое место в мире, приобретает множество уникальных инструментов, чтобы заявить о себе в полный голос и стать счастливым.

Дети, занимающиеся в театральных кружках, более дисциплинированны и ответственны. По сравнению с ровесниками у них лучше развита логика и речь, они более связно и образно мыслят, легко находят общий язык с людьми, более открыты для общения и обучения, отличаются целеустремленностью и инициативностью. Часто все это оказывается связано и с более высокой успеваемостью в школе, а в дальнейшем — и с успешным карьерным ростом.

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице». Для руководителей театрального коллектива сценическая работа с учащимися – средствонравственного воспитания и формирования личности. Для учащихся театра – это возможность проявления творческих способностей и формирование умения жить и работать в коллективе. Дети, по своей сути творцы – онисами ежечасно, ежесекундно создают себя, свой мир, в котором живут. Задача взрослых помочь создать условия для творчества, для реализации детских талантов.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы решаем два типа задач:

1 тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребенка, средствами театра.

2 тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Театр эстрады, сатиры и юмора «ЕрашОК» представляет собой коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благотворным фактором их формирования и развития и позволяет нам, педагогам, реализовывать на практике и образовательные, и воспитательные задачи.

Основная часть детей, занимающихся в объединении – среднего и старшего школьного возраста. Учитывая особенности психофизиологии подростков, на занятиях мы стараемся развивать самостоятельность детей в организации деятельности, учим понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать свое. Этому помогают театральные этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай, где я», «Маски»,«Что мы чувствуем?», «Что мы делаем?», «Проверь свою память» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят спектакли-сказки, договариваются, распределяют роли. С большим желанием демонстрируют свое творчество в школе детям и родителям, участвуют в различных конкурсах-фестивалях.

В своем коллективе мы постарались создать определенные условия для всестороннего развития творческих способностей детей:ежегодно продумываем перспективный план становления и развития коллектива, ответственно относимся к подборутематической литературы для детей, репертуару, музыкальному оформлению спектаклей.

Огромную помощь оказывают нам родители воспитанников. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы.

Надо заметить, что мы не ставим своей целью создать профессиональный театр, главное – помочь детям стать личностями. И театр в этом смысле как нельзя лучше может помочь реализовать задуманное. Дети, занимающиеся в театральной студии, выигрывают призы, занимают почетные места в творческих конкурсах различного уровня. Театральный коллектив «ЕрашОК» представляет на суд жюри, в состав которого входят профессиональные актеры и режиссеры, спектакли в разных театральных жанрах: музыкальном, драматическом, кукольном.

Участие детей в международных, городских, республиканских конкурсах детского театрального творчества, таких как:«На крыльях таланта», «Казань Лучезарная», «Хрустальное сердце мира», «Бриллиантовая тропа», «Вдохновение», «Балтийская звезда», «Одаренные сердца»стимулируют рост профессионального мастерства детей и педагога. Наш коллектив еще молодой, в этом году нам исполнилось 5 лет, но у нас уже есть талантливые дети, которые своим творчеством заслужили такую награду, какотдых в Международном детском центре «Артек».После таких достижений дети – окрыленные,более уверенные в своих силах.

Как сказал известный психолог Г. Ревеш: «Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов, для этого же необходимо их раннее узнавание».В каждом (именно в каждом!) ребенке прячется талантливый актер. Актерский талант действительно есть в каждом человеке, и если начать развивать его в раннем детстве, то вполне можно вырастить звезду мирового уровня. Но даже если ваш ребенок со временем выберет совсем другой путь, занятия актерским мастерством в детстве станут неоценимым помощником в любой сфере. Но самое, главное, пожалуй, это то, что благодаря занятиям театральным творчеством ребенок станет более уверенным в себе, и это положительно отразится на его будущем.


Список литературы:

Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – Кн. 1. – 567 с.

Багаева, И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. рекомендации / И. Д. Багаева; Гомельск. обл. ин–т усовершенствования учителей. — Гомель, 1989. — 89 с.

Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя / Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М–во образования Респ. Беларусь, Нац. ин–т образования, Ассоц. педагогов–исслед.— Минск, 1993. — С. 13–20.

Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя / Н. В. Кухарев. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

Калиш И.В. от внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во Казан. гос. ун–та, 1999. — 317 с.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций