Монолог «Здравствуй, театр!»

Андреева Мария Юрьевна, педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества» Вахитовского района г. Казани

«Пролог перед пьесой – пустые слова,
И все же – пред тем, как начать представленье, –
Хочу, чтоб у вас создалось представленье
О главной причине сего торжества».
Леонид Филатов.


Весь год будет продолжаться большой «Праздник Театра – 2019»! И хочется подвести итоги, поделиться опытом и еще раз обозначить величайшее значение Театра в воспитании подрастающего поколения.

Детский театр-студия «Ровесник»… Мое любимое детище! Вот уже более десяти лет я руковожу этим театром, который является верным помощником в воспитании творческой личности, эмоциональным центром, откуда тянутся нити к увлечению профессиональным театром.

Итак, занавес открывается! Пестрая толпа детишек предстает передо мной каждый год в начале осени: и «старенькие», и вновь пришедшие, разные по возрасту, способностям, различных социальных слоев, разного уровня мировоззрения и мотивов прихода в коллектив.

И вот сидят они предо мной, смотрят, ждут. Останутся они или уйдут, посчитав театр делом пустым и ненастоящим, это зависит теперь от меня. Передо мной встает задача объединить их в один творческий коллектив единомышленников. Сразу же, с первых дней, стараюсь создать атмосферу доброжелательности, душевного комфорта, выходя на уровень духовного общения.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении реальности этого мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. Поэтому играм, игровым упражнениям уделяю большое внимание в начале творческого пути.

Очень многое зависит от меня в этот период. От моего умения создать доброжелательную атмосферу, помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве, от любви и чуткости, как педагога. Доверительную атмосферу создаю, поставив стулья в круг, сама сажусь в этот круг и становлюсь одним из участников театральной игры.

Важно, как строятся отношения внутри труппы. Не может быть никакой агрессии, осуждения, оценок, насмешек и т.п. Подобные явления следствие бездействия, поэтому четко слежу, чтобы во время выполнения упражнений не было бездействующих.

Хочется обратить внимание на следующее. Меня всегда поражало отношение людей, так сказать «нетеатральных» к актерскому труду: дескать чему тут учиться? Ходить умеешь, говорить умеешь – иди на сцену и потрясай зал! А ведь то, что называется «психофизический аппарат актера» куда сложнее скрипки. Поэтому большую роль в раскрытии и развитии способностей отвожу регулярному психофизическому тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.

Для детей младшего школьного возраста тренинг будет естественной формой их существования и развития. Им не надо возвращаться к природе, они пока еще живут по ее законам. Тренинг помогает им раскрыть свои возможности и не потерять себя в процессе взросления, сохранить наивность и искренность.

С подростками дело обстоит сложнее. Сегодняшние подростки достаточно закрыты и рациональны. Им как воздух необходим возврат к себе. Открытие себя, своей души и любви в ней, чтобы выжить. Тренинг может дать им эту возможность. Пусть они не станут актерами, но они получат шанс стать людьми.

Следующая задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценическим условиям. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому «я», к условиям подлинного выражения себя, как творческой индивидуальности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Постепенно, от занятия к занятию, от простого к сложному, от упражнений и игры перехожу к этюдам – импровизациям. Темы этюдов самые разные, близкие ребятам: на событие – «ссора», «драка»; на наблюдения – «родители и дети», «ученики и учителя», «вокруг нас», «школа», «интересный факт», «первый раз в жизни» и др. Проводя анализ этюдов, ненавязчиво завязывается беседа. Круг вопросов каждый раз возникает в связи с конкретным поводом. Поводом может стать тема этюда, его связь с жизнью, услышанное, увиденное, произошедшее событие в школе, на улице, в семье. Так постепенно формируется взгляд, мировоззрение, осознанный подход к трудным жизненным ситуациям.

И вот, наконец, я приступаю к работе над пьесой. Читаем, обсуждаем, анализируем. Готовим этюды на темы из пьесы, постепенно приближаясь к тексту оригинала. А еще не следует забывать, что актеры мои – дети, им необходимо постоянно вариться в атмосфере веселой игры. На каждой репетиции, не сдерживая свои «режиссерские порывы», сама выхожу на сцену, играя с ними, и даю ребятам больше свободы.

Хочется высказать интересную мысль, суть которой заключается в том, что в театральном коллективе есть только один заинтересованный человек – режиссер. Действительно, если, допустим, нет декорации, реквизита, костюмов, то ни у кого не болит об этом голова: будут сетовать – нет денег, зарабатывайте сами… Если по какой-то причине срывается репетиция, то актеры с легким сердцем уйдут по домам. Но я не допускаю этого, а заменяю отсутствующих другими исполнителями, чтобы дать возможность работать тем, кто пришел. Проблема воспитания инициативы, творческой активности особенно остро стоит в самодеятельности: для такого коллектива главная цель – самовоспитание, саморазвитие.

А как трудно бывает подобрать репертуар для такой пестрой труппы! Даже по возрасту все разные: от 10 до 17 лет. Приходится брать и писать самой: театрализованные композиции, прологи к различным праздникам, инсценировки, пьесы. Более пятидесяти спектаклей было поставлено в театре-студии «Ровесник» за эти годы, около двадцати прологов и композиций.

Воспитание идет через репертуар, через работу над пьесой, через репетиционный процесс. Особое отношение к сказкам, где герои подвергаются различным испытаниям. Их терпение, трудолюбие, добро, подвиг, любовь не пропадают даром, всегда воздаются сторицей. Хорошая, умная сказка учит жить и любить людей, приходить им на помощь.

В репертуаре театра-студии «Ровесник» очень много спектаклей-сказок: «Золушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Грустный щенок Кузя и его друзья», «Дядя Федор», «Просто Серая Кошка», «Маленький принц», «Лоскутик и облако», «Зимы не будет», «Ка-р-р!», «Правдивая история из жизни бродячих собак». В результате у детей формируется отношение к окружающему миру, характер, интересы. Они наблюдают примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия, к чему мы стремимся в своих спектаклях.

А как широк спектр сказочных новогодних спектаклей: «Кто поедет в Новый год?», «Там, где рождаются Снегурочки», «Волшебные часы», «Смелая минутка», «Тайна украденного смеха», «Снежная сказка», «Баба Яга – против!», «Мульт-шоу», «Хоровод сказок» и др.

Важное место в репертуаре театра-студии занимают спектакли и театрализованные, музыкально-поэтические композиции, посвященные военной тематике: «Ромео и Джульетта в солдатских шинелях», «А зори здесь тихие», «Это гордое слово Победа!», «Салют Победе!», «Главное, ребята!», театрализации поэм Р. Рождественского «Реквием», «210 шагов», «Концерт в госпитале» и т.д. Такой репертуар формирует патриотические чувства учащихся, сохраняет и развивает чувство гордости за свою страну, воспитывает уважение к подвигам героев, осознание того, что мы не имеем право забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Большой популярностью у ребят пользуется программа «Ералаш», сюжеты к которой сочиняем совместно. Она состоит из множества сценок, взятых из жизни ребят, где, пользуясь гротеском, методом гиперболизации, как сквозь увеличительное стекло, высмеиваются недостатки детей и взрослых, что способствует формированию нравственного опыта учащихся, являясь примером дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Проводим долгие репетиции, поиск зерна образа, непрерывной логической, действенной линии поведения героя на сцене. Обсуждаем внешний облик: костюм, прически, грим. Подбираем вместе с концертмейстером музыку, песни. Родители помогают подобрать реквизит, соорудить декорации, приобрести костюмы. Во всем чувствуется приближение чего-то очень важного, значимого.

И вот свершилось! Премьера спектакля! Сижу в зале, за пультом. Дети за сценой одни. Кто-то один из старших ответственен за проведение спектакля. Слежу за реакцией зрителя, запоминаю удачи и просчеты исполнителей. Дебют, первые неповторимые ощущения от контакта со зрителем, напряжение всех душевных сил, радость каждой клеточки тренированного на сценическое поведение тела – это театральное чудо и загадка! Пережив один раз все эти ощущения, ты никогда не забудешь о них и будешь стремиться к ним всю свою жизнь.

А на следующий год приходят новые дети и все начинается сначала. Новые актеры, новые зрители: ученики, родители, выпускники прошлых лет, многие из которых играют в театрах города, сами работают педагогами-режиссерами детских театральных студий.

Подводя итоги своего опыта, я поняла самое главное, что я не делила детей на талантливых, средних, трудных, а ко всем подходила с вниманием, чуткостью, заинтересованностью, терпением и большой любовью. Я не жду удовольствия от результата, а получаю его от процесса. Это очень важный момент. И если мои ученики полюбят процесс – они полюбят жизнь. И поэтому мы, уже с ребятами, опять и опять восклицаем: «Здравствуй, театр!». Так же называется и наш пролог, с которым мы будем выступать весь этот знаменательный год!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций