О театральной студии «Волшебный фонарь» ЦДТ «Танкодром»

Алишева Фаина Александровна
Педагог дополнительного образования
ЦДТ "Танкодром" Советского района г. Казани


Вот уже 22 года живёт и действует при школе №86 от ЦДТ «Танкодром» театральная студия «Волшебный фонарь». В школе всегда был театральный кружок. Но в 1997 году мы решили создать студию. А это уже совсем другое дело. Нужна была программа, в которую входили бы специальные предметы: основы актёрского мастерства, сценическая речь, история театра, вокал и хореография. Программа была написана и отправлена на утверждение специальной комиссии при Министерстве образования РТ, где и получила высокую оценку. Желающих заниматься в театральной студии всегда было много. Ведь мы ставили перед собой замечательные цели: эстетическое и нравственное развитие учащихся через приобщение их к театральной культуре, развитие эмоциональных чуткость, раскрывать проявление личных способностей каждого студийца, формирование вкуса и культурных навыков, расширение кругозора. Они учится правильно говорить, понимать сказанное и услышанное, правильно двигаться, владеть голосом, создавать сценический образ. Через интерес к процессу творчества формировать интерес к жизни.

На вопрос детям: «Почему вы решили заниматься в театральной студии?» - всегда был ответ: «Интересно!» Название студии они придумали сами. Может, потому, что перед первой встречей с учащимися сцена была оформлена театральными масками, костюмами, которые нам подарил театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, уже имеющимися красочными декорациями – и венчал всё это большой театральный фонарь. Сразу же родилось название – «Волшебный фонарь» и песня «Ах, этот вечер – лукавый маг. Одетый вечно в лиловый фрак…» и т. д. 22 года назад дети, похоже, были более романтичные. Сейчас они более прагматичные, что тоже неплохо. Название-то студии сохранилось.

«Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного!» Этими словами из статьи В.Г.Белинского я, руководитель театральной студии, начала первое своё занятие. Для чего дети пришли в студию? Думаю, чтобы самореализоваться. Проявить себя в чём-то, проверить, на что они способны. Ведь мы не ставили перед собой цели подготовить их к актёрской профессии. У нас другие были задачи, о которых я уже говорила. И чтобы эти задачи выполнить, нужно было подобрать репертуар, который захватил бы ребят, чтобы знания, полученные на теоретических занятиях, они могли продемонстрировать на сцене. Первым таким спектаклем стала постановка по пьесе- сказке В. Масса и М. Червинского «Любовь и три апельсина» в двух действиях с прологом, довольно сложная по сценическому замыслу. В ней участвовало 32 человека, а это значит, 32 сказочных костюма, особые декорации, особое световое и музыкальное оформление, комедийные образы, сказочные превращения, танцы и пение. Всем нашлись роли – а это главный стимул в занятиях театральным творчеством. Зрители были в восторге, актёры переполнены счастьем! На фото – вот они – первые студийцы (Фото №1).

Может быть, одной из главных наших задач была задача освободить подростков от обычных в этом возрасте комплексов, раскрепостить их в хорошем смысле слова, воспитать в них уверенность в себе, уважение к окружающим. Ведь весь литературный материал, который мы использовали для постановок, как раз на это и был направлен. В результате, практически все наши студийцы, поступив в вузы и техникумы, не потерялись в новой для них обстановке. Они сразу же были замечены в коллективах и многие стали лидерами, с благодарностью вспоминая студию. А иначе и не могло быть! Репертуар за многие годы был так богат и разнообразен! Мы поставили спектакли «По страницам оперетт», «Тот самый Дон-Жуан», «Несравненная Агата Кристи», «Похитители чудес», литературно-музыкальные композиции «Стихи и музыка любви» и «Романтика романса» и многое другое (Фото № 2).

И география наших выступлений не ограничивалась стенами школы. Зрительская аудитория и места выступлений были абсолютно разные. Это и Дом актёра, и детская клиническая больница, и воинская часть, и музей Максима Горького, и музей «Эрмитаж», Национальная библиотека РТ (Фото3).



Но мы никогда не забываем, что школьный театр – это помощник в работе учителя. И не только словесника. Начальная школа не лишена нашего внимания. Спектакли на экологические темы, на расширение кругозора учеников, на понимание ими литературных произведений составляют основной наш репертуар. Так, например, мы посвятили спектакль естественно-научному циклу и назвали его «Инфобио, хифима, географ и я» с использованием опытов, видеосъёмок, викторин и математических загадок.

Пушкин и Гоголь, Крылов и Островский, Тургенев и Толстой, Чехов и Горький. И это ещё не весь список классиков, к произведениям которых мы обращаемся (Фото 4).



Не забываем и наших замечательных поэтов. Подготовили поэтический спектакль «Здесь лиры дивные слились» по произведениям Пушкина, Лермонтова, Бунина, Маяковского, Блока, Ахматовой, Цветаевой, нашего современника Терентия Травника украсили выступления чтецов музыкальными произведениями в исполнении учеников и родителя – заслуженного артиста Республики Татарстан альтиста А.Курбангалиева.











В гостях у нас были представители телекомпании «Эфир» и диктор телевидения Алексей Иванов читал стихи В.Высоцкого и пел его песни. Это был настоящий праздник (Фото 5).

Но что особенно меня радует, как руководителя театральной студии – это то, что в нашем репертуаре есть спектакли на татарском языке. Очень часто в них играют ученики, в полной мере не владеющие языком, а только его изучающие. Мы обращались к классике и поставили отрывки из пьес Г. Камала «Первый театр», (Фото 6) «Болтливая Утка» по сказке А. Алиша ( Фото 7).







Со спектаклем К. Тинчурина «Привередливый жених» выступили на сцене театра имени Карима Тинчурина и заняли первое место в Республиканском конкурсе.















По его же пьесе «Голубая шаль» поставили отрывок. И в городском конкурсе «Да здравствует театр!» заняли 1 место.

В репертуаре студии есть и современная пьеса на татарском языке – «Ах, яблоньки мои». А исполнитель роли ветерана Великой Отечественной войны Кирилл Титов был признан лучшим актёром в городском конкурсе.

Участвуем мы и в заочных конкурсах республиканского, всероссийского и международного уровней, отправляя видеоматериалы с записями спектаклей. И всегда бываем отмечены высокими местами.

С особым отношением мы готовили спектакль по произведениям о Великой Отечественной войне. Успешно выступали на районных конкурсах.

Стараемся использовать в своей работе жанровое разнообразие. Это и классические пьесы, и инсценирование рассказов, стихотворений и басен, постановки скетчей и эстрадных миниатюр, агитбригад.

Участвуем в конкурсах чтецов разных уровней.

Ученики нашей школы ждут выступлений студийцев, многие из которых, одноклассники и просто знакомые, вдруг предстают перед ними совсем в другом качестве. От удивления к уважению проходит процесс познавания и того, что они видят на сцене, и того, кто это видение творит. Ведь воспитание средствами театра предполагает непосредственность эмоционального развития и требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли. Чем значительнее по своему смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры в столкновениях, тем многограннее зритель постигает смысл жизни. Одновременно становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций