Детское художественное творчество - путь к успешной карьере

Скалозубов Максим Геннадьевич,
директор, Заслуженный работник культуры РТ, к.п.н.,
МБУДО "Центр искусств "Шарм" Московского района г. Казани


«Творчество - универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения» (А.Маслоу). Способность к творчеству является врожденной, она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйка, и бизнесмен, и профессор. Однако, большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.

Сегодня обществу требуется все больше людей, обладающих различными компетенциями в самых подчас далеких сферах, людей, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям и технологиям, умеющих воспринимать и осваивать инновации.

Дополнительное художественное образование, которым занимаются дети и подростки в Центре искусств «Шарм», способствует развитию у них подобного рода навыков, вырабатывает способность к участию в самых разных сферах творческой деятельности, даёт представление о многообразии явлений культуры, формирует художественный вкус, даёт критерии оценки произведений искусства, учит вырабатывать и обосновывать собственные позиции по отношению к различным явлениям культуры и антикультуры.

Не случайно около 25% учащихся нашего Центра - выпускников общеобразовательных учреждений выбирают для себя учебные заведения среднего и высшего профессионального образования художественной направленности, а после их окончания становятся работниками телевидения и кино, продюсерами и певцами, артистами балета и эстрадных шоу, педагогами дополнительного образования и учителями. В их числе директор Московского театра Луны Айрат Тухватуллин, генеральный советник президента ФИСУ Игорь Сивов, министр по делам молодежи республики - Дамир Фаттахов и многие другие, составляющие предмет нашей гордости. Но очень ценно то, что все они помнят Альма-матер и обязательно возвращаются в любимый коллектив, и как друзья, и как родители.

Художественно-эстетическое направление является одним из наиболее массовых и популярных в системе дополнительного образования детей в Татарстане и России в целом. Его доля составляет 42 % от общего числа детей, занятых в системе дополнительного образования нашей республики.

Сегодняшнее модное название «креативность» и есть суть художественное творчество, в том числе и детское. Им индивидуально и коллективно занимаются дети и подростки, имеющие склонности к занятиям музыкальным, хореографическим, театральным творчеством или иным видом деятельности художественной направленности. Мы считаем, в работе с детьми и подростками нужно найти ту «золотую середину», которая поможет развить творческие способности учащихся, при этом научив их работать в группе единомышленников, достигать высочайших результатов проявления собственных талантов.

В учреждениях дополнительного образования происходит обучение, воспитание и личностное развитие ребёнка, подростка. Призвание внешкольной системы - решать важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в дальнейшей жизни.

Итак, ребёнок приходит на занятия в объединение, чтобы заниматься художественным творчеством. Имеет ли он целью успешную карьеру в искусстве? В 99,9% случаев - нет. Как правило, когда взрослые члены семьи решают привести к нам очередного «талантливого певца или танцора» в возрасте 4-5 лет, целью служит примитивное - пристроить ребенка на время да «чтобы и пользу какую-то это всё приносило». Если проанализировать годы обучения ребёнка, а затем подростка в наших объединениях, мы ясно увидим, что с годами мотивация и потребность в занятиях у всех участников образовательного процесса меняется.

Под участниками образовательного процесса мы подразумеваем: ребенка (затем подростка), родителей, педагогов. Однако, планируя и анализируя нашу деятельность, нельзя сбрасывать со счетов субъективных участников этого процесса - школу и друзей (социум)!

В самом начале творческого пути ребёнка в занятиях заинтересованы все: в большей степени - родители, далее – педагоги дополнительного образования, школьные учителя («хорошо, когда ученик может петь и танцевать, за класс выступать!»), затем - друзья, одноклассники («вон он какой, как у него красиво всё получается, еще и учителей любимчик!»), ну и в меньшей степени - сам ребёнок (как правило, родители привели его насильно: «много танцует и поёт перед телевизором - значит, будущая звезда эстрады!»).

При обучении в неполной средней школе у наших воспитанников всё складывается прекрасно - начинаются фестивали и конкурсы, первые победы. Уже и в школе это заметили, и на каждом празднике стараются использовать юное дарование, одноклассники и родители гордятся, ходят на концерты, отправляют в другие города!

К 8-му классу всё в жизни «таланта» меняется. Школа и родители твердят про ГИА и ЕГЭ, одноклассники подтрунивают («сколько можно петь и плясать, уже пора заниматься серьезными вещами»). А у подростка - переходный возраст, когда и вправду лень идти в танцевальный или музыкальный класс и вкалывать, чтобы в очередной раз доказать себе и другим, что ты не как все: ты - особенный, ты - талантливый! К этому моменту большая часть наших подопечных решает закончить занятия художественным творчеством, которые отнимают всё больше и больше времени. Именно в этот период роль педагогов дополнительного образования в формировании новых установок чрезвычайно важна!

Что касается старшеклассников, которые, к счастью, есть в нашем учреждении, то их можно назвать героями своего времени. И это мало кто понимает. Против них все и вся: родители, школа, друзья. А они решили идти до конца и шествуют по жизни с высоко поднятой головой («Да - певец! Да - танцор! Да – актёр!»)!

Вот это и есть - сложный путь к успешной карьере. Количество таких учащихся, оставшихся до конца освоения всех образовательных программ, которые может предложить Центр по изучаемому профилю, крайне мало и составляет порядка 5-7%. Как правило, именно эти выпускники школ и поступают в вузы культуры и искусств, именно они составляют наш педагогический резерв.

К великой радости, 12 из 26 педагогических работников Центра - выпускники наших объединений, которые снова пришли к нам, но уже – работать! Как правило, результативность занятий таких бывших воспитанников чрезвычайно высока.

Так, у одного из педагогов по вокалу - Юлии Викторовны Дычек - результативность участия в конкурсах по итогам 2017-2018 года составила 1500 %. Иными словами, каждый из обучающихся победил в конкурсах различного уровня в среднем 15 раз! У хореографов этот показатель чуть ниже, тем не менее, он составляет от 100 до 750%. Это ли не мотивация к успешной карьере наиболее талантливых учащихся? Но ведь приведённые факты – не случайность: только успешный педагог может воспитать успешного ученика! И мы гордимся такими педагогами, которые достигают высокой продуктивности образовательной деятельности.

Современные дети и подростки хотят и должны заниматься в современных условиях. Таковой является материально-техническая база Центра искусств «Шарм», где созданы оснащенные всем необходимым оборудованием музыкальные классы, танцевальные залы, а студия звукозаписи соответствует новейшим требованиям и вызывает восхищение даже у профессионалов.

Всё это вкупе – современное материально-техническое оснащение, коллектив высокопрофессиональных педагогов, тесное взаимодействие с родителями - даёт положительную динамику уровня достижений обучающихся Центра искусств «Шарм» по результатам участия в конкурсных мероприятиях различного уровня. Так, за 2017-2018 учебный год, участвуя в 83 конкурсах от муниципального до международного уровня, наши дети завоевали 345 призовых мест.

В рамках темы считаю необходимым затронуть и некоторые из проблем.

Современная система поступления выпускников школ по результатам ЕГЭ в профильные вузы ставит под сомнение необходимость заниматься любимым делом. Возобновленная и претворённая в жизнь идея создания кластеров, осуществляющих преемственность между УДО и ВУЗами, помогла бы нашим воспитанникам чувствовать себя более уверенно в плане продолжения художественного образования уже на профессиональном уровне.

Всем известно, что государственное и муниципальное финансирование участия наших воспитанников в конкурсах и фестивалях отсутствует. Это делает невозможным поездки многих талантливых детей на конкурсные мероприятия в другие города республики, России, зарубежья, поскольку финансирование ложится на плечи родителей (не все из них располагают такими средствами). Кстати, в спортивных школах эта проблема всё же решается: часть юных перспективных спортсменов под руководством тренеров выезжает на иногородние соревнования за счет муниципальных источников финансирования.

Возвращаясь непосредственно к теме, приведу в качестве примера краткие сведения о нескольких известных артистах. Думается, без вклада дополнительного образования в их творческое развитие, возможно, и не было бы достижений и заслуг.

Эльмира Калимуллина - Заслуженная артистка РТ, финалистка телепроекта «Голос» - родом из города Нижнекамска, где окончила музыкальную школу.

Дина Гарипова - Заслуженная артистка РТ, победительница телепроекта «Голос», участница Евровидения в Мальмё - с 6 лет занималась в театре песни «Золотой микрофон» города Зеленодольска под руководством Заслуженного работника культуры РТ Елены Антоновой.

Аида Гарифуллина - Заслуженная артистка РТ, ныне звезда мировой оперной сцены, солистка Венской государственной оперы - также начинала свой творческий путь с участия в детских конкурсах и фестивалях в Казани и других городах.

Ирек Мухамедов, уроженец Казани, в 1965 году начал заниматься в хореографическом кружке Дома пионеров Ленинского района, куда его привела мама. Ныне - это Центр внешкольной работы Московского района, а имя – «Ирек Мухамедов» - сегодня настоящий тренд мирового классического балетного искусства.

Как знать, возможно, те дети, подростки, которые сегодня занимаются в наших стенах, станут звездами российской и мировой сцены и принесут славу своим педагогам, учреждению дополнительного образования, где они занимались художественным творчеством и начинали свой путь к успешной карьере!



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций