Профориентация учащихся как средство формирования успешной личности

Лазарева Ольга Николаевна, учитель технологии,
Шустова Лада Валерьевна, заместитель директора по ВР
МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани


Школьники старших классов часто сталкиваются с проблемой выбора профессии. Пребывая в таком состоянии, ученики часто совершают ошибки: идут учиться за компанию или просто, боясь трудностей при сдаче ЕГЭ, уходят в любое профессиональное учебное учреждение. Однако если на эту проблему посмотреть иначе, например, как на задачу с неизвестными, то решение безусловно можно найти.

Для учащихся вопросы профориентации значимы, но не все представляют с какой стороны подойти к осознанному их решению. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению. Сейчас много учебных заведений, которые предлагают получить выпускникам школ профессиональное образование. Многие из них готовят к одним и тем же специальностям. Часто сделать правильный выбор подросткам позволяет посещение курсов по профориентации. Однако такие курсы есть не во всех учебных заведениях. Как же сделать так, чтобы школьники в дальнейшем стали успешными, овладели не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладали такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Ответом на этот вопрос станет введение в школах не разовых курсов по профориентации, а распланированной профориентационной деятельности, которая будет пронизывать не только межпредметное пространство и внеклассные занятия, но и предметную область. Например, с 1 по 4 класс дети очень хорошо усваивают информацию через игры, красивые картинки, яркие видеоролики. Значит целесообразно предлагать им игры, мультфильмы и книги для обучающихся младшего школьного возраста на профориентационную тематику, либо в процессе уделять внимание ряду профессий связанным тем или иным образом с данным занятием. Очень часто школьники данной возрастной группы изображают, рисуют представителя той или иной профессии. Учащимся среднего звена уже можно предложить деловые игры или выполнение поисковых проектов по исследованию той или иной профессии. Старшеклассникам поможет проведение профориентационных тестов и тренингов, беседа с представителями тех или иных профессий учебных заведений, экскурсии на производственные предприятия, в специализированные учебные учреждения.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив и охвачены учащиеся всех параллелей. Так в плане воспитательной работы нашей гимназии на всех возрастных ступенях предусмотрено данное направление. В плане к программе воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни) это раздел «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни». Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования включает раздел «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии». В плане воспитательной работы для учащихся 9-11 классов в рамках программы «Поколение XXI» есть раздел «Трудовое и профориентационное воспитание».

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются профессиональная информация, профессиональное воспитание, профессиональная консультация, предварительная профдиагностика.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, информацию об учебных заведениях и днях открытых дверей для будущих абитуриентов, которая может быть размещена не только на стендах внутри школы, но и на сайтах учебных заведений.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Необходимо, чтобы ученик попробовал себя в самых различных видах деятельности, чтобы понять свои способности и интересы.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер.

На этапе предварительной профдиагностии изучаются характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера.

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда.

Таким образом, проблема выбора профессии преобразуется в решаемую задачу уже с известными данными. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций