Роль движения WorldSkills в профессиональной ориентации подростков

Королёва Ольга Германовна,
учитель технологии МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой»
Московского района г.Казани


Профессиональное самоопределение оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Процесс выбора профессии можно сравнить с решением сложной задачи со многими неизвестными. С одной стороны, осознанный выбор профессии учитывает интересы, внутренние ценности личности. С другой стороны, личные способности и состояние здоровья сужают этот выбор. А изменчивая ситуация на рынке труда и динамичные изменения требований конкретных профессий приводят школьника к ситуации кризиса выбора. Учащиеся старших классов осознают проблему выбора профессии, но наиболее подходящий вариант не определен и к моменту окончания учебного заведения. На их выбор оказывают влияние родители, занятия в среде дополнительного образования, специальная литература, средства массовой информации и своеобразная мода на некоторые профессии. Неудивительно, что основой выбора профессии могут стать внешние мотиваторы выбора профессии, такие, как близость места учебы к дому или выбор работы за компанию с друзьями.

Участие в чемпионате Worldskills наглядно выражает степень готовности подростков к решению задачи выбора профессионального образования и профессиональной деятельности.

Движение WorldSkills в России охватывает все больше регионов нашей страны. И сейчас оно на государственном уровне призвано стать главной движущей силой в деле популяризации рабочих профессий, подготовки высококвалифицированных кадров на благо отечественной экономики. На сегодняшний момент движение WorldSkills International охватывает 74 страны. Россия стала участником Движения в 2012 году, став 60-м его членом. За 65 лет своей истории движение Worldskills International (ранее известное как олимпиада умений) стало символом профмастерства в профессиональном обучении. Лучшие представители рабочих профессий раз в два года соревнуются друг с другом в честной борьбе, проверяют себя на прочность и демонстрируют зрителям свои умения. Сотни молодых людей из разных стран съезжаются на международные соревнования. Участников отбирают на региональных и национальных конкурсах. Сферы, в которых соревнуются молодые профессионалы, постоянно обновляются. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни. Отсюда формируются новые фокусы развития: профориентация (Promoting Skills), развитие карьерных траекторий участников (Career Building). В 2014 году фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело», совместно с WorldSkills Russia была разработана программа ранней профориентации и профессиональной подготовки школьников JuniorSkills

(ДжуниорСкиллз). Данная программа может послужить ядром отечественной профориентации. В этом году впервые в нашей республике был проведён Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) чемпионатного цикла 2018/2019 годов, в котором приняли участие школьники от 12 до 16 лет. Участники смогли получить бесценный опыт и осуществить профессиональную пробу. В конкурсных условиях, приближенных к современному реальному производству, подросток может проявить свою информированность, способность принимать решения, навыки планирования. Происходит корреляция оптимистичного, но некритичного представления учащегося о своем будущем и реального направления личностного развития. Так, одна из участниц чемпионата, попробовав свои силы в компетенции «Технология моды», пришла к выводу, что её желание стать портным не совсем осуществимо по состоянию здоровья. А ведь она хотела после 9-го класса поступать в колледж и осваивать данную профессию. Её планы поменялись, и она решила продолжить обучение в старших классах, а за тем получить образование в ВУЗе по направлению дизайна одежды. А могла бы совершить ошибку, которую пришлось бы исправлять, теряя время. Другие участницы наоборот высказали мнение, что им всё понравилось и выполнение конкурсных заданий у ни не вызвало затруднений. Они лишний раз убедились в правильности своего профессионального выбора.

Если внимательно прочитать программу по учебному предмету«Технология» ФГОС второго поколения, то можно выделить в качестве результата освоения данного предмета информацию, что выпускник должен быть готов к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования. В качестве метапредметных результатов освоения выпускник должен уметь производить:

•оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

•осознание ответственности за качество результатов труда;

•дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

•моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

•оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

•развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операции с помощью машин и механизмов;

•достижение необходимой точности движения при выполнении различных технологических операций;

•сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности и.т.д.

Все эти результаты в той или иной степени проявляются и продолжают развиваться у школьников во время их участия в чемпионате. Таким образом, участие подростка в таком важном мероприятии может стать поворотным моментом в жизни и судьбе. Хотелось бы чтобы у каждого школьника была такая возможность проявить себя в чемпионате WorldSkills.

Литература

1.О программе JuniorSkills [Электронный ресурс]. Доступ: http:// worldskills.ru/ juniorskills/

2. Официальный сайт WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. Доступ: https://worldskills.ru/

3. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование)/ Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман, М.Д Петраш, В.Р. Манукян, М.Ю. Леонтьева, Н.А. Александрова. - СПб.: Нестор-История, 2015.- 336с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение. 2010.- 96с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций