Илюшина Гульсина Алимбековна,
заместитель директора по УР,
Илларионова Анастасия Анатольевна,
учитель технологии,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г.Казани, Республики Татарстан
Аннотация: В этой статье рассмотрены подходы к ознакомлению с профессией «дизайнер». Представлен материал из опыта работы по знакомству и включению вопросов чемпионата профессий «Worldskills», компетенций в «JuniorSkills».
Ключевые слова: профессия , дизайнер, дизайн, «Worldskills», проект.
Какую профессию выбрать выпускнику – этот вопрос был, есть и будет актуальным всегда. Полученная специальность определяет статус и место человека в социуме. Поэтому школа должна помочь учащимся с определением дальнейшего пути в образовании. Ученики хотят получить престижную профессию, чтобы устроиться на хорошо оплачиваемую работу и получать удовольствие.
Такие специальности будущего продвигает международная некоммерческая ассоциация WorldSkills International (WSI, от англ. skills — «умения»), целью которой является повышение статуса и популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Основана в 1953 году. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран, в том числе Россия. В России чемпионат «Worldskills» стартует уже не первый год, начиная с 2012 года. Казань уже шестой город в России, который примет мировой чемпионат «Worldskills» по рабочим специальностям в 2019 году «Worldskills Kazan 2019».
Мы готовимся к встрече гостей и узнаем о чемпионате как на уроках технологии так и во внеурочное время. В школе, на уроках технологии, чуть ли не с первого класса учитель начинает знакомить с профессией дизайнера. Учащиеся создают свои собственные изделия и дизайн – проекты, которые должны учитывать интересы, запросы разных групп потребителей, должны отвечать многим требованиям (быть эстетически выразительными, экономически выгодными, технологичными , экологичными и пр.). Коллективные проекты выполняют при оформлении кабинета к новогодним праздникам, к восьмому марта, ко дню учителя и т.д. Делаем каждый праздник красивым, необычным, эстетически оформленным. При этом дети учатся подбирать цвета, выбирать стили для оформления интерьера класса, работать в коллективе одной командой. Во внеурочное время так же проводятся различные конкурсы:
- «Стиль и мода»
- «Школьная стенгазета»
- «Классный интерьер»
- «Школьный двор» (ландшафтный дизайн).
Так, например, на Международном конкурсе детского творчества «Волшебные ниточки», ученица Беляева Роксана (7 «Б» класса СОШ №98), получила диплом лауреата первой степени в номинации «Декоративно – прикладное творчество». Принимали участие в Международном открытом конкурсе для молодых дизайнеров и модельеров «Из ткани целый мир создам».
А так же у нас успешно проводится конкурс «Лучший по профессии». И вот тут - то фантазии детей безграничны. Они досконально описывают профессию, требования к профессии, образовательные учреждения для получения профессии, характеристика труда, размер заработной платы, медицинские противопоказания. Ими изготовлены презентации по профессиям: «Художник - модельер», «Модельер – конструктор», «Дизайнер – флорист».
На уроках технологии учащиеся с пятых классов знакомим с миром дизайна. Мы изучаем интерьер и планировку кухни-столовой, моделирование, элементы декоративно-прикладного творчества и т.д. Изготовили очень интересные проектные работы по дизайну:
- «Подушки «бон – бон»,
- Комплект детского постельного белья в кроватку»,
- «Проект кухни – столовой» и др.
При создании своего изделия ученики создают дизайн - проекты. Очень удачные работы были исполнены в различных техниках: пэчворк, кинусайга (пэчворк без иголки), бисероплетение, батик, деревообработка, квилинг, вышивка, макетное моделирование(3D – моделирование), ковроткачество. В ходе выполнения проекта, учащиеся знакомятся с особенностями профессии в сферах графического дизайна, ландшафтного дизайна, промышленного дизайна.
И естественно на уроках и классных часах легко объяснить грядущий праздник «Worldskills Kazan 2019» и компетенции в «JuniorSkills». И еще одной целью ассоциации «Worldskills» является зарождение новых профессий и специальностей будущего. Одной из таких профессий будущего является профессия дизайнер.
Ребята в своих исследованиях делают выводы:
1. Дизайнер включен в список 50-ти наиболее перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей. Особенно, высоко ценится «Промышленный дизайнер». Промышленный дизайнер он универсал. Ведь все, чем мы пользуемся создано руками и фантазией промышленного дизайнера. В России «промышленный дизайнер» - это профессия будущего.
2. В будущем можно овладеть умениями и навыками профессии «дизайнер» легко. Кроме школы есть просто курсовая подготовка, колледжи и ВУЗы, где можно получить профессиональное образование.
3. И, конечно же, есть и соревнования, где можно посостязаться по компетенциям (WSI) профессии «дизайнер» - это Worldskills и JuniorSkills