Система работы школьного психолога с родителями

Роженко Виктория Акифовна,
педагог-психолог МБОУ «Школа №23»
Ново-Савиновского р-на г. Казани


Работа с родителями – одно из важнейших направлений деятельности школьной психологической службы, целью которой является сохранение психологического здоровья детей.

Цель данной работы в нашей школе заключается в формировании общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) действий взрослых. Именно согласованность является важнейшим условием эффективности работы.

Причины несогласованности могут быть разными, прежде всего недостаток знаний у родителей о закономерностях развития детей, о трудностях, которые могут возникнуть по мере их роста и взросления. Также, не всегда осознанные, а порой стихийные действия родителей, воспитывающих своих детей так же, как воспитывали их самих, либо полностью противоположным образом. Необходимо также отметить, что во взаимодействии с ребенком у родителей могут актуализироваться собственные зоны, например, одна из них: восприятие школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности. Следует отметить, что для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают своего малыша только в семье, а ведь в школе он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы.

Основные направления работы по данному направлению в нашей школе выстраиваются следующим образом:

• установление и поддержание постоянной связи с родителями;

• выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка;

• привлечение родителей к организации работы с детьми в условиях школы;

• психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания, повышение уровня их педагогической культуры.

Активной стороной взаимодействия с родителями является именно психолог, организуя работу с родителями и предлагая им для освоения свое информационное «поле», в котором выделены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для семьи.

Учитывая то, что на сегодняшний момент многие родители предвзято либо тревожно относятся к общению с психологом, мы озадачились тем, каким образом установить контакт с родителями, как заинтересовать их в совместной работе.

В связи с этим, работа с родителями строится с опорой на следующие принципы:

• обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Деятельность психолога как область, родителям неизвестная, может вызывать у них страх неопределенности, новизны. А, как известно, перемены у современных россиян и так не всегда вызывают позитивные чувства. Поэтому работа организуется через знакомые, понятные фразы.

• открытость, или конгруэнтность, психолога и умение избегать негативного переноса на родителей, осознавая и принимая свои истинные чувства быть открытым в отношениях с родителями. Давать право родителям скептически относиться к своим советам, возможность иметь и проявлять самые различные эмоции.

• необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Большинство людей не знают о роли психолога и его возможностях, поэтому возникает либо страх взаимодействия, либо недооценка его значимости.

Опираясь на принципы, работа начинается с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Сначала используются знакомые и привычные способы общения, а по мере возникновения доверия включались менее определенные и знакомые методы, постепенно повышая активность родителей. На первом этапе работы используются информационные методы: тексты, устные сообщения, информационные лекции. В перспективе планируются «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.

Информационные тексты дают родителям возможность не только получить полезные знания, но и осознать собственную родительскую позицию. Устные информационные сообщения представляют собой достаточно короткие выступления на собрании. Такие встречи помогают мамам и папам привыкнуть к наличию в школе психолога как значимого лица.

На основе республиканской антинаркотической программы для родителей «Путь к успеху» И.Г. Вахрушевой и Л.Ф. Блиновой, мы разработали родительский лекторий «Уроки общения с ребёнком», который реализуется на групповых ежемесячных встречах с родителями. Это способствует освоению новых форм взаимодействия в семье, оказанию помощи родителям в установлении контакта со своими детьми, в разрешении проблем, связанных с аддиктивным, девиантным поведением детей. Задача данной формы работы не только расширить информационное поле родителей, но активно побудить их к рефлексии собственной родительской позиции.

На занятия родители приглашаются специально, в этом их отличие от сообщений на родительских собраниях.

Также в рамках этого направления проводятся проблемные лекции в форме лекции-диалога, сообщения определенного предметного содержания, которое по ходу изложения сопровождается вопросами с целью организации дискуссии среди родителей. Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данной темы и поиске новых способов взаимодействия с ребенком. Для этого в начале встречи используется «заброска в будущее» или «выход в настоящее», то есть рассматриваются проблемы, которые могут вызвать неверное решение обсуждаемого вопроса в будущем или в настоящее время. При этом освещаются проблемы с точки зрения родителей, а не педагогов или психологов. Обычно для мам и пап значимыми являются здоровье детей, их учебная или профессиональная успешность, поэтому при мотивировании родителей акцент делается на трудности именно в этих сферах.

Одним из важных аспектов работы с родителями является повышение психолого-педагогических знаний последних. Еженедельно родители приглашаются на индивидуальныеконсультации, проводятся тематические родительские собрания.

Выступления на общешкольных родительских лекториях проходят по следующим темам:

• «Будущие пятиклассники: проблемы адаптационного периода»

• «Этот трудный возраст»

• «Проблемы адаптации первоклассников к школе»

• «Ещё не дети, уже не взрослые»

• «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

• «Первый раз в пятый класс»

• «Психологическая поддержка выпускников. Рекомендации для родителей»

• «Курение, алкоголизм, наркомания или как мы учим этому своих детей»

• «Безусловное принятие. Уроки общения с ребёнком»

• «Психолого-педагогическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Также проводится индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих, «трудных», не посещающих школу, обучающихся на дому, нарушителями дисциплины и порядка в школе и в общественных местах: в этом учебном году проведены дневные и вечерние патрули в проблемные семьи. На Совет профилактики приглашаются проблемные учащиеся с родителями, родители неблагополучных семей.

Изучая воспитательные возможности семьи, которые во многом определяются характером отношений, сложившихся между родителями и детьми, мы проводим большую работу, т.к. тем самым способствуем налаживанию отношений ребенка в детском коллективе и с учителями.

Для того, чтобы работа с семьями различных категорий была систематической, а не имела ситуативных характер, психологической службой школы совместно с зам. директора по ВР разработана система сопровождения семей и учащихся различных категорий.

• Совместное проведение психолого-педагогических консилиумов

• Посещение проблемных семей на дому, изучение условий проживания ребенка.

• Психологическая диагностика готовности ребенка к школе - обязательное обращение внимания на детей с низким уровнем готовности к школе, т.к. это может являться показателем не только педагогической, но и социальной запущенности.

• Собеседование с родителями.

• Определение категории семей класса.

• Выявление детей с педагогической запущенностью

• Выявление проблемных семей.

• Проведение родительских собраний.

• Составление карты анамнеза – развития семьи и ребенка.

• Еженедельные консультации для родителей проблемных семей.

• Организация консультаций узких специалистов для родителей проблемных семей.

Если Совет профилактики – это карающий орган, то на консультации с психологом подробно разбираются причины неблагополучия и даются рекомендации по налаживанию семейного благополучия, психологического климата в семье и рекомендации по воспитанию.

• Организация вечерних патрулей в проблемные семьи

• Организация рейдов-проверок в проблемные семьи.

• Приглашение по необходимости на Совет профилактики правонарушений.

• Обращение в ОВД ПДН, КДН по необходимости.

• Участие в заключительном консилиуме в мае. Подведение итогов.

Следует обратить внимание, что в основном родители приходят в связи с возникшими проблемами переходного возраста, поведением в школе. Это говорит о том, что родителей очень волнуют взаимоотношения с собственными детьми и они готовы идти навстречу и детям, и учителям, чтобы этот трудный период прошёл достаточно благополучно для обеих сторон. Такой интерес родителей, по-видимому, появился ещё и потому, что во многих классах в течение учебного года психолог школы выступает на родительских собраниях, где говорится о возрастных особенностях учащихся разных возрастов, о трудностях в саморазвитии, в общении со сверстниками, с родителями; все родители приглашаются на индивидуальные консультации.

Не секрет, что родители неохотно идут на консультации, нечасто обращаются за помощью. Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребёнка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы ставятся для себя, готовясь к родительским собраниям, консультациям, которые стараюсь разрабатывать и проводить нестандартно. Необходимо искать и внедрять новые интересные формы работы с родителями, особенно с использованием новых мультимедиа технологий, что позволит разнообразить мероприятия, сделать их наиболее информативными и незабываемыми.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций