Одинцова Светлана Владимировна,
педагог-психолог
Гимназии №40 Приволжского района г.Казани
Программа «Семьеведение» уже третий год является составной частью всей воспитательной работы гимназии. Работа ведётся классными руководителями, учителями-предметниками и педагогом-психологом, прошедшими курсы повышения квалификации по программе «Семьеведение».
Организатор и руководитель проекта профессор УВО «Университет управления «ТИСБИ», доктор социологических наук, руководитель общественной организации Татарстанское региональное отделение Национального общественного комитета «Российская семья» Карцева Л.В.
В 2017 году педагогический коллектив гимназии выпустил сборник «Реализация программы «Семьеведение» в гимназии».В сборник вошли разработки классных часов и внеклассных мероприятий с 1 по 11 классы, материалы родительских собраний, фрагменты сочинений учащихся о трудовом воспитании в семье.
Педагогический коллектив гимназии проводит ежемесячные классные часы с учащимися 1-11 классов по теме «Моя семья». У учащихся 1-10 классов классные часы по фамилистическому воспитанию проходят с сентября по октябрь, в 11 классе классные часы по формированию семейных ценностей заканчиваются в декабре месяце.
Классные часы по программе «Семьеведение» в гимназии проводятся классными руководителями и педагогом-психологом в соответствии с календарно-тематическим планированием (Авторы составители программы: профессор, доктор соц. наук Карцева Л.В.; профессор, доктор мед.наук Садыкова Т.И., доцент, кандидат юрид. наук Низамиева О.Н., доцент, кандидат соц. наук Богачева Н.В.).
Учителя-предметники проводят интегрированные уроки по следующим предметам: литература, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, основы религиозной культуры и светской этики, основы безопасности и жизнедеятельности, окружающий мир, иностранный язык.
Педагоги ненавязчиво формирует у учащихся идеал счастливой и устойчивой моногамной стабильной семьи с несколькими детьми.
Цели обучающей и воспитывающей деятельностипедагогов гимназии и психолога по формированию семейных ценностей и семейной социализации учащихся таковы:
-благоприятное вхождение ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье;
-сохранение и трансляция от старших к младшим поколениям традиционных семейных ценностей, исконно присущих российскому народу;
-воспитание семьянина;
-подготовка молодёжи к супружеству и созданию семьи в её традиционном варианте – полной, гетеросексуальной, в зарегистрированном браке, с несколькими детьми, социально и психологически благополучной.
Задачи образовательной организации и психолога:
- способствовать социализации
- актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьёй, родом, родственниками;
- дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье;
- инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Во время проведения классных часов в рамках проекта «Семьеведение» классные руководители и психолог использует самые различные формы работы: анкетирование по вопросам функционирования института семьи, ролевые игры фамилистического содержания, эссе на тему «Моя семья», проектную деятельность. Учащиеся создают презентации о собственных семьях, обсуждают притчи, сказки, тесты, видеоролики, стихи и песни о семье.
Процесс семейной социализации, формирования семейных ценностей начинается в семье и базируется на личном примере родителей, во многом зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической осведомлённостью, школа оказывает им профессиональную помощь. С этой целью психолог выступает на родительских собраниях с темами фамилистического содержания.
Как писал российский педагог и публицист А.Н.Острогорский: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».
Таким образом, воздействуя на родительское поведение, формируя семейные ценности у учащихся, педагоги гимназии и психолог закладывают учащимся стратегию будущего эффективного брачного и семейного поведения и тем самым способствуют эффективной семейной социализации.
Анализируя свою работу по программе «Семьеведение», классные руководители говорят о том, что вопросы воспитания будущего семьянина очень актуальны, учащиеся с интересом воспринимают информацию.
Одно из основных направлений работы гимназии – это культивирование семейных ценностей, которые составляют культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.