Поиск эффективных управленческих механизмов развития инновационного потенциала УДО: результаты опытно-экспериментальной работы

Сунгатуллина Фарида Галеевна,
директор
Ярмакеева Светлана Альбертовна,
методист, зав. отделом инновационной работы, к.п.н.
ЦДТ «Азино» Советского района г. Казани


Развитие инновационного потенциала сегодня выступает важнейшей чертой как всей системы образования, так и ее составных частей, представленных разнообразными типами и видами образовательных организаций. К числу наиболее открытых к новшествам образовательных организаций относятся образовательные организации дополнительного образования детей. Сегодня система дополнительного образования с ее вариативностью, диверсификацией организационных и содержательных составляющих, нацеленностью на всестороннее развитие личности учащихся как никакое другое образовательное пространство открыта нововведениям. Фактически сегодня дополнительное образование – это своеобразная экспериментальная площадка для разработки и апробации на практике самых различных новаций, создаваемых передовой педагогической наукой и практическим опытом педагогов-новаторов.

Не вызывает сомнения тот факт, что создание в образовательной организации дополнительного образования детей (ООДОД) инновационной образовательной обстановки эффективно только при обеспечении управленческой поддержки разработки и реализации локальных, модульных и системных новшеств в образовательном процессе ООДОД; организации мониторинга продуктов нововведений в ООДОД, а также оценки эффективности использования продуктов нововведений в организации дополнительного образования детей; развитии социокультурных и материальных условий для принятия и действия разнообразных нововведений. Вся эта системная работа может быть эффективно выстроена только при научно-педагогическом сопровождении со стороны научной или вузовской общественности путем организации различного рода экспериментальных площадок. В качестве примера можно привести деятельность опытно-экспериментальной площадки Казанского федерального университета на базе ЦДТ «Азино» по теме «Развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования», которая осуществляется в рамках соответствующего соглашения между двумя образовательными организациями.

Одним из направлений деятельности площадки является изучение и апробация научно-методических наработок в области проблем управления развитием инновационного потенциала как педагогов, так и всего учреждения в целом. Как известно, поиск эффективных управленческих механизмов является непростой задачей, решение которой не всегда выглядит прямолинейным процессом. Именно поэтому экспериментальный вариант внедрения управленческих новшеств позволяет, с одной стороны, определить удачные решения, а с другой – своевременно отказаться от не доказавших свою полезность «прожектов».

В процессе долговременной работы в инновационном опытно-экспериментальном режиме Центру детского творчества «Азино» Советского района г. Казани удалось разработать и применить на практике новые интересные решения, которые повлияли и на результативность работы учреждения в целом (ЦДТ «Азино» в последние годы демонстрирует высокие рейтинговые и конкурсные показатели на всероссийском, республиканском, муниципальном уровнях), а также позволили педагогам интериоризировать парадигму необходимости инновационных изменений в образовательном процессе как личную и личностную задачу.

Резюмируя опыт инновационных управленческих решений в области последовательной и систематической практической реализации инновационного потенциала образовательных организаций дополнительного образования, накопленных Центром детского творчества «Азино», можно представить следующие позиции, выступающие одновременно и объектом управленческой поддержки.

1. Проектирование инновационной стратегии развития организации дополнительного образования детей, предполагающее анализ инновационных возможностей и ограничений ООДОД, оценку ее конкурентных преимуществ, разработку ее инновационной политики на основе программно-целевого планирования. В ЦДТ «Азино» успешно реализуется программа развития учреждения «Проектирование и реализация компетентностно ориентированного образования в образовательной организации дополнительного образования детей», вобравшая в себя все самые узловые точки роста, позволяющие учреждению удерживать роль ведущего учреждения дополнительного образования г. Казани.

2. Активное внедрение инновационных моделей управления ЦДТ «Азино», основанных на принципах программно-целевого, личностно ориентированного и ресурсо- обеспечивающего подходов к управлению. В качестве таких моделей можно обозначить программы развития структурных подразделений центра, а также систему методических, дидактических, культурно-досуговых проектов как средств решения современных задач развития ЦДТ в ракурсе федеральных векторов развития дополнительного образования детей.

3. Обеспечение эффективной адаптации ЦДТ «Азино» к условиям рыночных отношений путем систематического анализа и прогнозирования внешней среды центра, микрорайона, города; широкой маркетинговой деятельности по изучению конъюнктуры рынка дополнительных образовательных услуг, направленной на становление центра детского творчества как клиенто-ориентированной системы; анализа и прогнозирования социального заказа, адресуемого центру, и организации связей дополнительного образования детей с общественностью.

4. Усиление инновационной направленности дополнительных общеобразовательных программ ЦДТ «Азино» через диагностику творческих способностей учащихся как ориентационной основы программы дополнительного образования; проектирование дополнительных общеобразовательных программ в русле компетентностного, культурологического, гуманистического и других подходов; взаимодействие программ дополнительного и общего образования в развитии инновационного потенциала учащихся. Результатом инновационной методической активности стали многочисленные победы программ педагогов центра во всероссийских и республиканских конкурсах программно-методического характера.

5. Программно-методическое обеспечение инновационных процессов, включающее обеспечение инновационной активности личности педагога, применение инновационных форм и методов руководства творческим развитием педагогов, проектирование творческого саморазвития педагогов в ЦДТ «Азино», инициирование их поисковой и творческой деятельности и механизмов всесторонней поддержки (рассмотрение вопросов творческой активности педагогов на педагогических, научно-методических советах, заседаниях городских методических объединений и семинаров, проведение творческих конкурсов «Лучший педагог дополнительного образования», «Лучшая методическая разработка», «Моя творческая и педагогическая находка», конкурс авторских образовательных программ, разработка индивидуальных программ развития профессиональной компетентности педагогов и др.)

6. Решение задач развития инновационного потенциала учащихся путем: проектирования индивидуальных образовательных траекторий развития учащихся; реализации модели инновационного потенциала выпускника УДО; внедрения в образовательный процесс инновационных технологий образовательной деятельности (проектных, исследовательско-поисковых, игровых, тренинговых, диалоговых, компьютерных, личностно-развивающих, социального самоуправления и т.д.); широкого применения индивидуальных и массовых форм работы по развитию инновационного потенциала учащихся; широкого применения диагностических процедур в психолого-педагогическом сопровождении одаренных учащихся; изучения и распространения опыта развития инновационного потенциала учащихся в деятельности организации дополнительного образования.

7. Становление образовательной организации дополнительного образования детей как информационно-консультативного центра развития инновационного потенциала учащихся и учреждения в целом (в последние годы Центр детского творчества «Азино» Советского района г. Казани уверенно держит позиции методического ядра по обобщению инновационного опыта организации дополнительного образования детей; реализуя их через стажерские площадки республиканских курсов повышения квалификации, проведение совместно с Управлением образования г. Казани городских методических семинаров руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей, конкурса профессионального мастерства «Педагогический турнир» и многое другое. Сотрудники центра – известные в системе образования г.Казани и Республике Татарстан специалисты в сфере дополнительного образования детей, привлекаются в качестве экспертов в различного рода комиссии, экспертные группы по оценке программ повышения квалификации, аттестации педагогических кадров, жюри конкурсов профессионального мастерства.

Результаты опытно-экспериментальной работы ЦДТ «Азино» показали, что процесс управления развитием инновационного потенциала и педагогов, и всего учреждения в целом – это процесс объемный, целостный, имеющий все системные признаки. Именно поэтому управление так же должно носит системный характер, все стороны процесса должны быть охвачены вниманием, а организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательной организации позволит каждому учреждению найти свой неповторимый почерк в инновационной деятельности, добавить свою краску в разнообразную палитру инновационных педагогических поисков, которые характеризуют современную систему образования.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций