Развитие профессиональных компетенций педагогических работников как гарантия качества образования

Карпунина Любовь Николаевна,
методист Информационно-методического отдела
Управления образования г. Казани


Социокультурным вызовам современной эпохи соответствует Обновление содержания образования и воспитания, требуется иной тип педагогического мышления. Приоритетность формирования у школьников таких ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной сферах должны отразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога. Профессиональное становление занимает важное место у каждого педагога. Это бесконечный процесс, предполагающий возможность развития человека в его деятельности.

Основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании является педагог. В Концепции модернизации российского образования указано, что ключевую роль в модернизации образования играют квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Предъявляются требования повышения качества образования, возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности, развития творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию.

В ходе личностно-профессионального развития происходит становление профессионализма: профессионализма деятельности и профессионализма личности. Профессионализм педагога проявляется в высоком уровне педагогической деятельности и взаимодействия, в реализации личности педагога, в достижении высоких результатов самореализации личности обучающихся.

Большой вклад в развитие личности обучающихся вносят педагоги дополнительного образования. Дополнительное образование обеспечивает максимальное разнообразие видов деятельности, неформальный подход к образованию, ориентируется на индивидуальные интересы и склонности детей.

Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ей всегда «ситуацию успеха», в отличие от основного образования, когда успех сопутствует далеко не каждому. Т.е. оно выполняет защитную функцию — компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы, обогащает и расширяет культурный слой общеобразовательного учреждения.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога, так как именно педагог является главным носителем содержания образования и организатором учебно-воспитательного процесса.

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее – профстандарт), который вступает в силу с 01 января 2018 года. Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Профессиональный стандарт предъявляет требования к квалификации педагога и регламентирует его деятельность (трудовые функции). Новые требования неизбежно меняют стандарты подготовки педагогов, что влечет за собой изменения и в организации методической работы образовательного учреждения, являющейся важным звеном системы непрерывного образования педагога.

Методическое сопровождение является одним из видов повышения квалификации и направлено на повышение профессиональных компетенций педагогов.

Отличительной особенностью современности является активизация инновационных процессов в образовании: иное содержание образования, иные подходы. Включение педагога в инновационную деятельность положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создает условие для личностного развития ребенка.

В целях совершенствования инновационной деятельности созданы городские инновационные площадки на базе 9 учреждений дополнительного образования реализуются 10 инновационных проектов. Включение педагогических коллективов в инновационную деятельность влияет на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, активизирует стремление их к получению новых знаний, развитию творческого потенциала учащихся.

В условиях модернизации образования повысились требования к качеству дополнительного образования, совершенствование профессиональной компетентности методиста учреждения дополнительного образования детей, роль которых возросла. Расширяются и углубляются его функции от обычного информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике, анализу образовательных процессов. Поэтому была создана городская Школа методистов учреждений дополнительного образования детей. На занятиях в работе с методистами УДО использовались различные формы работы: теоретические семинары, посвященные качеству реализации образовательных программ, развитию профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования, деловые игры, мастер-классы, проводились диагностики профессиональной компетенции, организовывались методические выставки, для участников школы были разработаны методические рекомендации.

С целью формирования креативной, творческой среды среди методистов и педагогов учреждений дополнительного образования, совершенствования профессиональных знаний и стимулирования их дальнейшего профессионального роста, объединения в решении творческих задач и укрепления профессиональных связей между учреждениями дополнительного образования города проводится игра «Педагогический турнир». Педагогическая игра является активной формой работы с педагогами, которая предусматривает активизацию мышления участников-педагогов, вовлеченность в процесс игры и активное взаимодействие участников между собой, формирование у них профессиональных навыков. В основу игры положена методика работы в малых группах по выявлению и обсуждению проблем, поиску путей решений, вопросов, формирования плана действий. Оценивается значимость выявленных проблем, практикоориентированный подход к их решению, включенность участников в процесс игры, креативность решений, оригинальность выполнения конкурсных заданий, выявление лидеров, педагогическая эрудиция, умение корректно защитить, проанализировать и обобщить результаты работы.

Особое внимание в методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов через участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства и смотрах. В 2018 году 8 победителей городских конкурсов подтвердили высокий уровень подготовки и были отмечены дипломами призеров и лауреатов республиканского конкурса профессионального мастерства работников сферы воспитания и дополнительного образования Опыт участия в профессиональных конкурсах придает педагогам уверенность, а в дальнейшем стимулирует на участие в конкурсах других уровней.

С целью повышение эффективности деятельности управленческой команды, совершенствование воспитательного процесса; стимулирование модернизации методического сервиса в образовательных организациях на основе дифференцированных форм работы с педагогическим коллективом; диссеминация опыта работы в образовательном пространстве города Казани проводятся смотры-конкурсы управленческих лабораторий заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования города Казани. В ходе мероприятий был выявлен как лучший опыт работы заместителей директоров, так и западающие зоны.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивными поисками нового в теории и практике воспитания подрастающего поколения. Общеобразовательные учреждения, выполняя заказ государства в предоставлении социальных услуг по воспитанию детей и молодежи, решают задачи воспитания гражданина, патриота, духовно-нравственного и толерантного человека. Реализация социальных услуг в области воспитания актуализирует проблему профессионального роста заместителей директоров по воспитательной работе. С целью повышения профессиональных компетенций заместителей директоров по воспитательной работе реализуется «Профессиональный Олимп».

Интересен опыт проведения казанского педагогического форума «Новые вызовы и лучшие практики», в рамках которого были организованы 7 мастер-классов для заместителей директоров по воспитательной работе школ и учреждений дополнительного образования.

В работе с педагогами постоянно идет поиск активные формы обучения. Реализация методического сопровождения педагогов позволяет достичь определенных позитивных изменений, как наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности; стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала профессиональной сфере; рост числа участников конкурсов педагогических достижений. А главное, у педагога формируется готовности к дальнейшему самообразованию.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций