Методический семинар как средство повышения профессиональной компетентности педагогических работников УДО (из опыта работы)

Дунаева Валентина Викторовна,
зав. информационно-методическим отделом, педагог дополнительного образования,
Фазлеева Найля Ахнафовна,
методист первой квалификационной категории
Консультант:
Андреева Татьяна Валентиновна,
заместитель директора по УВР МБУДО «Центр детского творчества «Олимп»
Приволжского района г. Казани


В современных условиях образование нуждается в перезагрузке подходов: с теории – на практику, с фронтальных форм работы – к групповым и индивидуальным. Одной из важнейших форм развития профессиональной компетентности педагогических работников дополнительного образования является участие в семинарах, творческих площадках. В связи с этим в работе по организации семинаров методистов УДО (Школы молодого методиста, Творческой площадки методиста) и республиканских стажировочных площадок курсов повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования ЦДТ «Олимп» использует активные формы работы: практикум, мастер-класс, технологическая игра, деловая игра, педагогическая гостиная, тренинг и др.

Особенность методического семинара - возможность равноправного и активного участия каждого педагогического работника в обсуждении рассматриваемых вопросов.

На семинарах решаются следующие педагогические задачи:

- формируется, развивается творческое профессиональное мышление;

- развивается познавательная мотивация;

- профессиональное использование знаний в образовательном процессе;

- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Вашему вниманию предлагается опыт МБУДО «Центр детского творчества «Олимп» Приволжского района г.Казани по организации и проведению площадок по обобщению и трансляции актуального опыта работы.

Цель - совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей через презентацию инновационного опыта, актуальных идей, активных форм, методов обучения.

Задачи:

- презентация инновационного опыта, актуальных идей, активных форм, методов обучения педагогических работников УДО;

- формирование ключевых компетенций у педагогических работников УДО;

- обеспечение системы внедрения инновационных идей в образовательный процесс;

- трансляция эффективного опыта работы учреждения на различном уровне.

Ожидаемые результаты в формировании профессиональной компетентности:

- умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;

- общая и профессиональная эрудиция;

- культура публичного выступления;

- умение взаимодействовать с аудиторией;

- мотивация на освоение инновационных технологий, современных областей знаний.

Профессиональная компетентность – это не только развитие педагогического работника в узкопрофессиональном плане. Это прежде всего творческая индивидуальность, способность креативно мыслить, отстаивать и аргументировать свои идеи, способность адаптироваться в постоянно меняющейся среде. Важнейшим средством развития профессиональной компетентности педагогических работников дополнительного образования является участие в семинарах, творческих площадках на различных уровнях.

Семинар является одной из самых эффективных форм повышения компетентности педагогических работников УДО. Наш Центр не исключение – семинары проводятся на разных уровнях – начиная от учреждения, заканчивая республикой (рис.1).

В ЦДТ «Олимп» работает Школа развития профессионального мастерства «Ступени роста». В программе работы школы предусмотрены семинары, на которых рассматриваются общие вопросы современного дополнительного образования и практикуются семинары по категориям педагогических работников Центра - для заведующих отделами, методистов, где затрагиваются темы управленческой деятельности, методического сопровождения образовательного процесса. На семинарах для педагогов-организаторов уделяется внимание организационно-массовой работе по направлению деятельности. Педагоги объединений знакомятся с актуальными педагогическими технологиями, опытом работы коллег по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Районные семинары, организуемые в ЦДТ «Олимп» совместно с РМК проводятся для достаточно узкой целевой аудитории – педагогов объединений определённой направленности (декоративно-прикладное творчество, физкультурно-спортивная направленность).

Наш Центр третий год является базовой площадкой городской «Школы методиста» под руководством Л.Н. Карпуниной, методиста по ВР и ДО ИМО УО ИК МО г. Казани.

Первые два года «Школа методиста» действовала для начинающих методистов УДО. В текущем учебном году это творческая площадка методиста.

Кроме того, Центр детского творчества «Олимп» является стажировочной площадкой для республиканских курсов повышения квалификации педагогических работников таких организаций, как РЦВР, ИРО РТ, ПМЦПКиППРО К(П)ФУ.

Каждый семинар состоит из теоретической и практической частей. В первой (лекционной, стендовой) части слушателям предлагается ознакомиться с новыми педагогическими технологиями, проблемами и тенденциями в дополнительном образовании. Каждое такое выступление сопровождается мультимедийной презентацией с включенными в неё таблицами, схемами, диаграммами, иллюстрациями для обеспечения наглядности.

Во второй, практической части, представлены различные формы работы по той же тематике для активного закрепления материала. Как известно, лучше всего материал усваивается во время применения его в своей деятельности. В программах семинара использовались разнообразные формы практической деятельности:

Презентации:

«Дополнительная общеобразовательная программа – базовый элемент современного дополнительного образования детей»;

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»;

«Особенности формирования образовательного пространства для развития личности ребёнка в объединениях дополнительного образования детей»

Работа проблемных групп «Познавать! Созидать! Сотрудничать!»:

Заведующие отделами: «Модель взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в современных условиях»

Технологическая игра: «Анализ работы методиста за год»

«Анализ работы заведующего отделом за год»

Деловая игра: «Слагаемые успеха педагога дополнительного образования»

Мастер-класс «Особенности формирования детского коллектива или как научить детей сотрудничать»

Практикум «Решение общей образовательной задачи на занятиях объединения дополнительного образования»

Практикум: «Умственная карта – путь успеху» - методика Т. Бьюзена

Практикум: «Руководство образовательным процессом УДО на основе технологического подхода».

При подготовке практикумов ведущие тщательно подбирали содержание, учитывая категории участников, находя инновационные методики применения технологий, далёких от образования, но имеющие универсальный характер применения, например, умственная карта.

Умственные карты изобрёл Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Умственные карты на сегодняшний день это, пожалуй, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Представленная методика успешно применялась для решения различного рода задач – как управленческого, так и методического характера.

Кроме того, из опыта проведения подобных мероприятий можем отметить, что успешно применялись практикумы с, казалось бы, несоответствующей семинару тематикой.

- Мастер-класс «Домашний уют» (изготовление оберега),

- мастер-класс «Основы латино-американского танца»,

- флеш-моб «Танцевальная фитнес-программа- ZUMBA».

Однако такой подход обеспечивает удержание внимания аудитории, уже порядком подуставшей от теоретических выступлений. Как известно, «лучший отдых – смена видов деятельности». Необходимо отметить, что даже деловые игры, направленные на сплочение команды (коллектива), на физическую разгрузку (мастер-класс «Танцуют все!») и т.п. имеют значительное влияние на воспроизведение позитивной атмосферы на мероприятии. Кроме того, предложенные формы участники семинара могут использовать в своей работе с коллегами или учащимися.

Если проводить содержательный анализ проводимых мероприятий, то можно выделить два основных тематических блока: «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» и «Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования».

Можно заметить также, что мероприятия проводились для разной целевой аудитории: методисты, педагоги дополнительного образования, заведующие отделами, заместители директора по УВР. Очевидно, что к каждому необходим свой подход. Поэтому команда, сформированная в Центре, для проведения такого рода мероприятий имеет «постоянных участников» и «приглашенных специалистов» из числа своих же педагогических работников, которые имеют достаточный опыт, чтобы успешно его презентовать. При этом учитывается специфика аудитории и их интересы.

Вышеупомянутая команда (временный творческий коллектив) за время подготовки и проведения семинаров, творческих площадок приобрела бесценный опыт совершенствования профессиональной компетентности.

Алгоритм подготовки и проведения семинара:

- Тема семинара обсуждена и утверждена заранее с руководителями РМК, методистом ИМЦ, руководителями стажировочной, творческой площадок.

- Обсуждение программы семинара происходит на методическом совете Центра. Там же формируется временный творческий коллектив по подготовке и проведению семинара.

- Подготовка к методическому семинару начинается с написания выступлений: теоретических и из опыта работы, в которых демонстрируется накопленный опыт по решению проблемы семинара. Практическая часть семинара включает разнообразные формы: практикум, мастер-класс, технологическая игра, деловая игра, педагогическая гостиная, тренинг и др.

- В ходе подготовки все выступления, практические формы работы активно обсуждаются временным творческим коллективом. Коллективное обсуждение позволяет всем участникам ознакомиться со структурой семинара, органично совместить все формы и виды деятельности в единую систему.

- В обязательном порядке проводится «генеральная репетиция» семинара. Такая форма работы в процессе подготовки семинара позволяет создать «ситуацию успеха» у участников.

- По окончании семинара с участниками проводится анализ проведенного мероприятия.

- По итогам семинара формируются и издаются сборники материалов.

Участие в организации и проведении семинаров является важным показателем в мониторинге развития профессиональной компетентности педагогического работника.

Мониторинг развития профессиональной компетентности ведется на уровне педагога, отдела, учреждения в целом.

Мониторинговые исследования позволяют:

Педагогу – систематизировать имеющиеся достижения и планировать дальнейшее развитие профессионального мастерства

Методисту, управленцам – оценить и повысить эффективность методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии тенденциям развития современного образования:

- Выявить уровень методической грамотности кадров;

- Выявить уровень потенциальных возможностей педагогических работников;

- Осуществить методическое сопровождение, основанное на реализации индивидуальных запросов педагогических работников;

- Использовать материалы мониторинга при проведении экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности педагогов.

Основная идея методического семинара – раскрытие профессионального и методического потенциала его участников посредством общения с аудиторией, умения применять инновационные технологии в своей практике. В результате в Центре сформировалась команда лидеров, которая мотивирует педагогический коллектив на совершенствование профессиональной компетентности.



Список литературы:

1.Горленко Н.М. Как обобщить педагогический опыт: способы описания, формы представления. – Волгоград: Учитель, 2012. – 109 с.

2.Иванов Д.А Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя. –М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 56 с.

3.Попова Г. П., Кудрявцева Е. А. Портфолио педагога. – Волгоград: Учитель, 2016. – 45 с.

4.Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. - Волгоград. Учитель, 2008. – 207 с.

5.Цветкова Г. В., Ястребова Г. А. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. - Волгоград: Учитель, 2016. – 39 с.

6.Чумакова М.И., Смирнова З.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами. -Волгоград: Учитель, 2008. – 135 с.

Интернет-ресурсы:

7.http://www.infourok.ru

8.http://www.nsportal.ru


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций