Информационно-образовательная среда в школе: электронные учебники и не только

Демьянова Нина Владимировна,
методист МБУДО «Центра детского творчества пос. Дербышки»,
первой квалификационной категории
Советского района г.Казани


Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы учреждения является организованная на оптимальном уровне методическая работа. Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, приемы и формы обучения и воспитания.

Методическая работа нашего учреждения направлена на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности педагогов Центра.

С годами мы поняли, что одним из важных направлений методической работы является организация самообразования как одно из ключевых направлений профессионального мастерства педагога.

Не секрет, что в каждом образовательном учреждении практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению профессионального роста, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района, города. Как правило, все они оказывают положительное влияние на развитие профессионализма педагогов.

Главной задачей при организации методической работы, считаю: развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения развития и воспитания.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технология самообразования, организация самообразования продолжает оставаться труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами, которые ставили бы для каждого необходимость повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на подготовку положения о работе педагогов над темами самообразования.

Но самое важное, чтобы в процессе реализовалась потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; чтобы педагог понимал как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признавал где-то свое несовершенство, а, следовательно, стать открытым для изменений.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда данный процесс качественно реализуется на практике. Далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности, правильному оформлению своего опыта работы

Не секрет, что нередко самообразовательная деятельность педагогов носит формальный характер, является оторванной от практической деятельности, отсутствует системный подход к самообразованию, нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике.

Причинами выявленных недостатков, на мой взгляд, являются невысокий уровень анализа своей деятельности; ценностью работы над самообразованием продолжают оставаться обезличенные знания, а не развитие и саморазвитие личности.

Перечисленные трудности свидетельствуют о необходимости создания благоприятных условий для развития самообразования педагогов, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.

Процесс профессионального самообразования чрезвычайно индивидуален. Какой бы путь профессионального развития не избрал тот или иной педагог, в нем всегда должна присутствовать мотивация, от уровня которой во многом будет зависеть качество данного процесса.

И здесь от нас с вами будет многое зависеть, нужен индивидуальный подход к каждому педагогу.

Поэтому одна из задач методиста и в целом руководителя в нашем Центре как раз и состоит в том, чтобы сформировать у каждого потребность в творческом росте, развивать желание быть успешным.

Известно то, что учитель живет до тех пор, пока он учится. Тем не менее, методическое обучение педагога, должно быть системным и целенаправленным. Системная работа по организации самообразования, безусловно, начинается с аналитической работы, то есть с диагностики, что позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической готовности педагогов к самообразованию.

Зачастую, особую сложность вызывает у педагогов, независимо от их педагогического опыта и стажа работы, процесс определения и формулировки темы самообразования. Давайте не будем думать, что тема самообразования педагога – это его личная проблема.

Тема может быть определена как на один год, так и на несколько лет. Сроки работы над темой зависят, в первую очередь, от ее глубины и значимости. Новые темы самообразовательной работы вполне могут быть логическим продолжением предшествовавшей самообразовательной работы.

Заметила, что, если педагог давно не менял темы самообразования, значит он, в профессиональном плане, стоит на месте. Рекомендую чаще менять темы самообразования, внутренне чувствовать свои педагогические задачи, чтобы двигаться вперед к новым вершинам саморазвития.

Методисты Центра создают условия на мотивацию, постепенного вхождения, чтобы педагоги привыкли к постоянной работе в плане самообразования.

Какие формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны методистов Центра детского творчества мы используем:

- Совместное обсуждение методистами и педагогами методов изучения трудных разделов и тем программ. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения эффективности учебной деятельности.

- Проведение мастер-классов, семинаров, методических декад по направлениям, смотр творческих лабораторий.

- Организация и проведения конкурса методических разработок, мероприятий, занятий, проектов «Твори. Участвуй. Побеждай» в рамках внутри учрежденческого конкурса «Педагог года»

- Анализ итога учебно-воспитательного процесса.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно – воспитательного процесса и профессионально – квалифицированный рост педагога, рост рейтинга детского объединения.

Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки: «Уча других. Мы учимся сами». А.Дистерверг советовал учителю никогда не останавливаться в собственном образовании, так как образование постоянно развивается. А основоположник российской научной педагогики К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель!»

Думаю, что ни один современный компьютер и самый быстрый Интернет не научит педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Список использованной литературы:

1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. – Москва, ПАИМС, 2000.

2.Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. – Минск, 1998

3. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.,2003.

4. Педагогика: учеб. пособие для студентов. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Л.Н. Смотрова, Е.А. Власова. - М.: МГУ, 2006


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций