Дарьева Людмила Владимировна
методист МБУДО «Центр искусств «Шарм»
Московского района г.Казани
Не открою секрета, если отмечу, что в последние годы чувствуется усиление внимания к воспитанию эстетического вкуса, музыкальной культуры, грамотного сценического исполнения произведений. Всё более возрастает популярность эстрадной песни.
Надо отметить, что занятия эстрадным вокалом в Центре искусств «Шарм» пользуются большим спросом у детей и родителей не только Московского района, но и других территорий города Казани. Причём, освоив разработанную ранее педагогом дополнительного образования Дычек Юлией Викторовной пятилетнюю программу «Студия эстрадного вокала», юные певцы, как правило, выражали желание продолжать обучение дальше.
В этой связи возникла необходимость создания долговременной, многоступенчатой, разноуровневой образовательной программы, которая отвечала бы современным требованиям и совпадала с видением решения педагогических задач, направленных на развитие личности, творческого потенциала обучающихся в русле концепции развития Центра искусств «Шарм». Такая новая 8-летняя программа «Студия эстрадного вокала» была разработана, её реализация началась в 2018-2019 учебном году.
Начиная обучение с 6 -7 лет на стартовом уровне и заканчивая освоение эстрадного пения на третьем, продвинутом уровне в возрасте 17-18 лет, за 8 лет учащиеся получат основательную подготовку в области вокала, что будет способствовать профессиональному ориентированию (а для некоторых – профессиональному самоопределению) на сферу культуры, вокального искусства.
Кто-то из вокалистов пройдёт все этапы реализации долговременной программы и по её окончанию будет иметь сформированный устойчивый интерес к эстрадному вокалу, высокий уровень освоения теоретических знаний, практических умений и навыков в области эстрадно-джазового пения, индивидуальной культуры исполнения. Кто-то не выдержит этот «марафон и сойдёт с дистанции» по окончании двух первых этапов, но тоже получит солидную вокальную подготовку, закончив студию эстрадного пения.
В любом случае уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Есть ещё один положительный момент: уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей, по-разному одарённых в области пения. Поэтому программа и предусматривает три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый.
Стартовый уровень (образовательный модуль «Азбука пения») предполагает общедоступные и универсальные формы освоения учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний в области эстрадного вокала, приобретение элементарных творческих умений и навыков.
Базовый уровень (образовательный модуль «Студия эстрадного вокала») предполагает овладение базовыми вокальными знаниями, умениями и навыками; формирование умения самостоятельно применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов; формирование устойчивой мотивации к занятиям вокальным творчеством.
Продвинутый уровень (образовательный модуль «Эстрадно-джазовый вокал») предполагает изучение содержания программы с углублением в джаз на основе творческого преобразования полученных знаний, умений и навыков в процессе проектной работы; формирование мотивации к занятиям вокальным творчеством на предпрофессиональном уровне.
Кроме того, модульность содержания программы предусматривает включение новых обучающихся на любой уровень: результаты входной диагностики с использованием тестов итоговой аттестации за предшествующий уровень освоения программы покажут, возможно ли их обучение на следующем уровне. Таким образом, у обучающихся имеется возможность заниматься на базовом уровне, минуя стартовый, или на продвинутом, минуя предыдущие уровни, т.е. возможность освоения программы с любого уровня по результатам итоговой аттестации предшествующего уровня. А это даёт возможность удовлетворить запросы детей и подростков с разным уровнем вокальной подготовки, осуществляя по-настоящему индивидуальный, персонифицированный подход к дополнительному образованию.
Как видим, новизна и главная отличительная особенность созданной программы заключается в том, что при её реализации предусматривается выполнение принципа разноуровневости, обозначенного в Концепции развития дополнительного образования детей. Ведь именно технология разноуровневого обучения, лежащая в основе программы, предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в вокальную деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
Содержание учебного материала включает в себя на всех уровнях обучения следующие основные направления:
* работа над певческими навыками (певческая установка, дыхание, дикция, артикуляция, звукообразование);
* пение учебно-тренировочного материала;
* работа над произведением;
* импровизация.
Естественно, разным уровням освоения содержания соответствуют поступательные уровни сложности учебного материала и соответствующие им ожидаемые достижения участников программы, которые отражаются в матрице – особой таблице, описывающей систему уровней сложности содержания программы и планируемых результатов обучения.
Не заостряя внимания на подробностях изменения содержания при переходе с одного уровня на другой, остановлюсь в качестве примера лишь на таком направлении, как импровизация в пении.
Практический опыт введения импровизации в процессе обучения показывает не только большую заинтересованность обучающихся процессом творчества, но и несомненное его влияние на их музыкальное развитие. Педагоги по вокалу знают, что импровизированное творчество не возникает само по себе; оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и также на воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
С учётом педагог Ю.Ю. Дычек пришла к выводу о введении импровизации даже на стартовом уровне, конечно, в элементарной форме – упражнения по постановке вокальных этюдов на заданную тему (кстати, такие же упражнения будут и на базовом уровне, но уже по постановке этюдов в свободном сценическом образе), упражнения на импровизацию в заданном характере музыки.
На базовом уровне обучения программой предусмотрены более сложные задания:
- сочинение простейшего ритмического аккомпанемента к заданной мелодии; - импровизация «музыкального разговора»;
- импровизация в определённом жанре;
- задания по мелодизации стихотворных текстов;
- сочинение подголосков к знакомым песням и подбор второго голоса к заданной мелодии;
- групповое проектирование мелодии на заданный ритм и текст.
Задания по импровизации на продвинутом уровне – уже значительно сложнее:
- сочинение в сольных эпизодах;
- аранжировка джазовых тем;
- формирование собственного (индивидуального) или ансамблевого джазового репертуара;
- импровизация с использованием специфики исполнения вокальных джазовых произведений.
У каждого образовательного модуля программы – свои цели и задачи, объём и сроки освоения, планируемые результаты. В зависимости от возраста учащихся планируются виды занятий, формы организации образовательного процесса, формы текущего педагогического контроля и аттестации, методы и педагогические технологии обучения и воспитания.
Проделано много работы методического плана: формирование матрицы, оценочных материалов для проведения входной диагностики, итоговой аттестации; описание ожидаемых результатов в формате характеристик деятельности и отношений обучающихся в сфере личностного, предметного, метапредметного развития; пересмотр примерного репертуара с учётом более современного музыкального материала и др.
Работа над программой продолжается. В соответствие с современными требованиями необходимо привести и информационное обеспечение реализации программы, в частности информационно-компьютерную поддержку учебного процесса: продумать использование мультимедийных учебных пособий, электронных изданий энциклопедий по вокальному искусству; учебно-развивающих программных сред и пр.
Результативность реализации программы выражается в частности в достижении учащимися Ю.Ю. Дычек 45 призовых мест на конкурсных мероприятиях за 6 месяцев 2018-2019 учебного года: в том числе республиканского уровня – 3, всероссийского – 25, международного - 17.
В целом проблема программного обеспечения дополнительного образования детей – одна из самых сложных для педагогических работников, поскольку уровень владения проектировочной функцией большинства этих специалистов сферы дополнительного образования, к сожалению, явно не соответствует современным требованиям. С одной стороны, программа является нормативным учебным документом и выступает как средство контроля; с другой стороны, именно дополнительные общеобразовательные программы, как известно, являются преимущественно авторскими разработками педагогов, методистов.
Нельзя не отметить, что проектирование современных образовательных программ, особенно разноуровневых – дело непростое и требует, во-первых, от самих педагогов больших усилий в разработческой деятельности; во-вторых, требует серьёзной методической поддержки от тех, кто должен этим заниматься в учреждениях дополнительного образования - заведующих отделами, методистов, заместителей директоров по научно-методической работе (там, где есть эта ставка), причём на всех уровнях (учрежденческом, муниципальном, республиканском). В одиночку педагогу дополнительного образования с этим справиться сложно!