Васильев Владимир Степанович,
заведующий отделом инновационного развития учреждения
Гиниятова Раиса Мунавировна
методист
Инновации – это способность видеть
в переменах возможности, а не угрозу.
Стив Джобс
Инновационная деятельность в образовательном учреждении это важный и необходимый механизм творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Основной причиной включения процесса инноваций в образовательном учреждении является стремление повысить качество образовательных услуг, сделать их разнообразными и наукоёмкими.
Инновационный процесс в образовании, также как и в производстве, предполагает введение чего-то нового. Новизна в учреждении дополнительного образования - это поступательное движение вперёд, это процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей и их родителей, это способ обеспечения модернизации предоставляемых образовательных услуг, повышения их качества, эффективности и доступности.
Инновации в образовании могут быть новые или ранее известные, выполняться по внешнему заказу или идти по собственному замыслу, быть коллективного исполнения или индивидуального, внедряться в одном или нескольких учреждениях, в городе, в регионе, в республике.
Цель реализации инноваций в учреждении дополнительного образования детей – это не только повышение эффективности деятельности образовательной организации, доступности и качества услуг, но и новый подход к формированию конкурентоспособной личности.
Если образовательное учреждение встало на путь внедрения инновационных технологий, необходимо четко представлять, какие структуры будут включены в эту деятельность, и разработать систему управления развитием инновационных процессов в организации.
На включение МБУДО "Городской центр детского технического творчества им. В.П. Чкалова" города Казани в инновационную деятельность повлияли два фактора, внутренний и внешний.
Первый фактор - это причины, которые возникли внутри образовательного учреждения:
- желание педагогов Центра внести изменения в организацию учебного процесса в объединениях начального технического моделирования, авиа-, авто- и судомоделирование;
- не всегда удачные выступления команд учащихся в конкурсах по электронике и в соревнованиях по автомоделированию натолкнули педагогов на мысль использования новых материалов, изготовления изделий (деталей) с помощью цифрового оборудования, использование современных радиоуправляемых устройств, изменение методик обучения;
- желание учащихся Центра получить знания в области лазерных технологий, робототехнике, автоматизации, программированию;
- участие педагогов в конкурсах профмастерства, отмеченных наградами, также подвигли Центр на внедрение инноваций в учреждении.
Второй фактор - это причины, которые возникли за пределами Центра: демографические изменения, изменение восприятия педагогами нового в технологиях и методиках обучения, появление новых как научных, так и ненаучных знаний в области технического творчества.
Какие процессы являются ключевыми в организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования технической направленности? Это: инновационная деятельность педагога, организация учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспечение, инновационная деятельность методической службы.
Инновационный процесс в образовательном учреждении продвигает, прежде всего, педагогический состав. Для развития инноваций недостаточно одного энтузиазма, нужны личная и социальная мотивация.
Главная задача учреждения, вставшего на путь внедрения инноваций - помочь педагогу в его созидательном порыве. Для этого в Центре созданы все условия для получения информации об инновационных технологиях, создан благоприятный морально-психологический микроклимат. Администрация содействует улучшению отношений сотрудничества педагога с обучающимися, родителями, коллегами. Способствует укреплению и обновлению материально-технической базы за счёт государственного финансирования, внебюджетной деятельности Центра, спонсорской помощи, пожертвований и участия в Грантах. Дети не всегда хотят учиться. Инновационная деятельность помогает педагогам сломать этот негативный барьер.
Инновационная деятельность в организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования заключается в повышении качества обучения путём развития у учащихся творческих способностей и самостоятельности, через внедрение новых методов обучения, основанных на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, которые могут применяться как в традиционной, так и в дистанционной технологиях обучения.
Большое внимание в организации учебного процесса в МБУДО "ГЦДТТ им. В.П. Чкалова" уделяется реализации методико-ориентированных инновационных процессов, в основе которых лежит применение современных образовательные технологий и методик: современные информационные технологии, развивающее обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, проблемное обучение, модульное обучение и др.
В объединениях "Пилот-конструктор", "ТИН-студия", "Авиамоделирование", "WEB дизайн сайтов" обучаются дети в возрасте 14 лет и старше. Организация учебного процесса построена на проблемно-ориентированном обучении, в основе которого лежит задача по формированию конкурентоспособной личности. Подростки учатся осознавать свою личную и социальную значимость, ставить перед собой актуальные и сложные цели, задачи, проблемы; нести ответственность за принятые решения, максимально концентрировать свои способности для их реализации.
Изменен подход и к воспитательному процессу. Наряду с подготовкой конкурентоспособной личности идет воспитание у учащихся «социальной конкурентоспособности», которая подразумевает профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность и обучаемость личности, восприимчивость к инновациям, способность к перемене профессиональной среды деятельности, а также готовность перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования. Выпускники Центра - это студенты ВУЗов, колледжей, инженеры, руководящие работники предприятий. Некоторые из них известны за пределами России и Татарстана.
Методическая служба или иначе мы её называем "служба скорой методической помощи" принимает непосредственное участие в реализации инновационной деятельности Центра. Ведет работу по созданию, освоению, использованию и распространению современных теорий, методик, технологий в области классических направлений (начальное техническое моделирование, авиа-, судо-, автомоделирование) и современных (робототехника, электроника, лазерные технологии, программирование и др.).
Основная цель методической службы Центра - это повышение эффективности освоения педагогами инновационной деятельности через разработку образовательных программ нового поколения, оказание методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей, развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта, организация проведения опытно-экспериментальной работы и т.д.
Для успешной реализации поставленных задач в области инноваций методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
Все вышеперечисленные процессы – это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления направленных на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию работы, осуществляемой в образовательной организации.
Этапы управления инновационными процессами - подготовка, практика, анализ.
Любое учреждение дополнительного образования должно быть готово к инновационной деятельности. Для этого надо всего лишь осознать важность, необходимость и неизбежность будущих преобразований, сформировать команды, методически и технологически подготовленные к осуществлению инновации, понять мотивации членов педагогического коллектива и определить готовность педагогических работников к инновационной деятельности.
Кроме этого надо определить главные, на сегодняшний день, проблемы образовательного учреждения, выработать проектные идеи развития организации и объект нововведений (инноваций). Всё это отразить в планах или программах реализации идеи, а затем уже отслеживать первые шаги реализации идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.
На этапе реализации инновационной деятельности проводим целенаправленный систематический анализ источников инноваций, изучаем соответствие инновации запросам потребителя, стремимся к тому, чтобы инновация была простой и имела точную цель.
Чтобы не совершать чужих ошибок не следует заниматься одновременно несколькими вещами тем более одной и той же командой. Не вводить нововведения ради удовлетворения потребностей текущего времени. Если новшество не найдет немедленного приложения, оно останется лишь идеей.
Управлять инновационными процессами в образовательном учреждении можно двумя способами. Первый – классический, когда существует единство командования и четкое распределение обязанностей между подразделениями, должностями. Внедрение инноваций осуществляется через совершенствование структур, переподготовку или замену кадров.
Второй – инновационный, где организуется подразделение, отвечающее за инновационное развитие образовательного учреждения. "ГЦДТТ им. В.П. Чкалова" пошёл по второму пути. В Центре создано отдельное подразделение - отдел по инновационному развитию учреждения. В плане работы отдельным пунктом выделена работа с молодыми специалистами и одаренными детьми. В работе с молодыми специалистами реализуется программа "Наставничество", "Школа молодого специалиста". В рамках программы "Одаренные дети" создано "Детско-юношеское конструкторско-технологическое бюро", которое объединило творческих учащихся, выпускников, студентов, специалистов предприятий, преподавателей ВУЗов. Руководителем "ДЮКТБ" является выпускник Центра, призер конкурсов различных уровней, студент КНИТУ КАИ им. А.Н. Туполева.
На этапе внедрения инноваций Центр выбрал формы управления инновационной деятельностью - последовательную. Инновации внедрялись сначала в объединении авиамоделирование, затем судомоделирование, автомоделирование и т.д.
Участие в Грантах и оснащение Центра современным оборудованием позволило внедрять инновации параллельно в нескольких объединениях, в том числе и вновь созданных (робототехника, программирование, 2D, 3D моделирование), но отсутствие координатора привело к сбою в организации учебного процесса. Например, при подготовке к мероприятиям необходим был одновременно доступ к станочному парку нескольким объединениям. Поэтому в настоящее время роль координатора, руководителя проекта, выполняет отдел по инновационному развитию учреждения.
Правильно организованное управление инновационными процессами в образовательном учреждении в результате приводит к совершенствованию системы управления организации, повышению профессиональной компетентности педагогов, родителей, других работников, увеличению положительной динамики качества образования и социальной активности всех участников учебно-воспитательного процесса, укреплению комплексной медико-психолого-педагогической и консультативной службы. В организации возникает необходимость обобщения и распространения опыта экспериментальной деятельности. Повышается результативность деятельности образовательного учреждения, возрастает уровень социальной активности и социализации учащихся. Улучшается организация управленческого труда и развитость профессионально-значимых качеств руководителей.