Решение мотивационных проблем ВВПДЮОД «ЮНАРМИЯ» (на примере МБОУ «Школа №170» Ново-Савиновского района г.Казани)

Калязин Максим Константинович, преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Лицей №182» Кировского района г. Казани


Актуальность и проблема

В современной, невероятно сложной, сложившейся геополитической обстановке вокруг России, когда множество факторов и сил устремлены подорвать морально-нравственные устои нашего государства. Когда запущено большое количество механизмов воздействия на социокультурное и патриотическое самосознание молодого гражданина Российской Федерации, когда включены самые современные телевизионные и интернет ресурсы на разложение сознания молодёжи, необходимо запустить процесс консолидации всех позитивных сил для того, чтобы дать отпор этому воздействию. Консолидация усилий противодействия будет проходить намного быстрее и эффективнее вокруг понятия патриотизма – любви к своей Родине, верности и преданности своей Отчизне, стремления служить интересам своего Государства [1]. Именно поэтому в современных образовательных стандартах [2, 3] в разделе «требования к освоению образовательной программы» так много внимания уделяется патриотической составляющей личностных результатов освоения.

Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» (далее «Юнармия»), главной своей целью заявляет [4]: развитие интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев; формирование готовности к волонтерской деятельности, участию в культурных и спортивных мероприятиях; получению дополнительного образования, навыков оказания первой помощи. А потому является хорошим инструментом для педагогов, занятых воспитательной работой.

Однако это сравнительно новое движение имеет проблему: каковы педагогические условия для формирования мотивации к вступлению и активной работе в рядах ВВПОД «Юнармия» у школьников [5]. Проблема рассмотрена на примере отряда «Юнармия» МБОУ «Школа №170» Ново-Савиновского района г. Казани.

Целью инновационного проекта является выявление комплекса педагогических условий повышения мотивации учащихся к вступлению и работе в рядах ВВПОД «Юнармия». Необходимо определить некий алгоритм и способы работы с детьми, совокупность необходимых мероприятий, при проведении которых интерес к деятельности ВВПОД «Юнармия» будет крепнуть, желание вступать в школьные отряды расти, а престиж движения «Юнармия» среди молодёжи будет неуклонно повышаться.

Объектом исследования инновационного проекта является процесс повышения мотивации к вступлению и активной деятельности в составе юнармейского движения. Условно объект исследования можно поделить на две части: процесс повышения мотивации школьников к вступлению в отряд и процесс поддержания мотивации к активной деятельности уже вступивших юнармейцев.

Предметом исследования определены педагогические условия повышения мотивации к вступлению и работе в юнармейском движении.

Задачи, которые были поставлены в начале исследования:

Выявить и обосновать педагогические условия повышения мотивации к вступлению и работе в юнармейском движении.

Реализовать комплекс мероприятий для повышения мотивации к вступлению и работе в юнармейском движении.

Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации выявленных педагогических условий и комплекса мероприятий, направленных повышения мотивации к вступлению и работе в юнармейском движении.

Методологическую основу исследования составили: личностно-ориентированный, системный [6], гуманистический [7], деятельностный [8], [9] подходы в повышении мотивации подростков, вопросы волевой подготовки в спорте А.Ц. Пуни [10].

Теоретическую основу исследования составили: работа Бабушкина Е. Г. и его взгляды на формирование мотивации к занятию в спортивных секциях; Сидоровой И. В., Ананьевой А. В., рассматривавших вопросы повышения мотивации к самореализации детей во внеурочной деятельности [12]; труд Марковой А. К. в сфере формирования мотивации в школьном возрасте [13]; пособие по патриотическому воспитанию Мусной В.Е. [14].

Методы педагогического исследования:

Теоретические - анализ педагогической отечественной и зарубежной литературы; анализ документальных источников и информационных ресурсов сети Интернет по теме исследования; аналогия и сравнение; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования;

Эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта; методы опроса (беседа, анкетирование); педагогическое наблюдение; тестирование; статистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база курсовой работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №170 с углублённым изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани. 420136, г. Казань, ул.Ф. Амирхана, д. 111

Теоретическая значимость исследования:

Теория педагогики дополнена разработанной моделью повышения мотивации школьников к вступлению в ряды «Юнармии». Что является безусловно значимым, поскольку движение «Юнармия» существует сравнительно недавно в научных трудах практически нет информации связанной с решением педагогических проблем возникающих на пути развития движения.

Обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность повышения мотивации подростков к вступлению и активной работе в движении «Юнармия»

Практическая значимость:

Выявленный комплекс педагогических условий повышения мотивации учащихся к вступлению и активному участию в юнармейском движении будет внедрен в педагогическую практику общеобразовательных школ Ново-Савиноского и Авиастроительного районов г. Казани.

Результаты реализации инновационного проекта:

Была рассмотрена мотивационная проблема развития ВВПОД «Юнармия» в средних общеобразовательных организациях, на примере МБОУ «Школа № 170» Ново-Савиновского района города Казани. В начале исследования был выдвинут целый ряд мероприятий, который гипотетически являлся бы необходимым педагогическим условием формирования мотивации к вступлению в юнармейское движение учеников школы. Основанием для выдвижения гипотезы послужил анализ нормативно-правовых актов, зарубежной и отечественной литературы в области мотивационных проблем и военно-патриотического движения.

Далее была определена мотивация и популярность движения «Юнармия» в школе №170 при помощи адаптированной анкеты Лускановой и собственной разработанный анкеты. По результатам входной диагностики, движение «Юнармии» в школе плохо освещалось, 60 % учеников 6-8 классов либо не знали о «Юнармии» ничего, либо имели неясное, неполное представление. Всё это говорит о том, что действительно существует необходимость разработать комплекс организационно-правовых и культурно-массовых мероприятий, которые способствовали бы популяризации движения «Юнармия»

В работе изучен опыт передовых школ района, по созданию действующего юнармейского отряда. После теоретического обоснования необходимых мер, их формулировки и утверждения, начался этап реализации разработанного комплекса.

Спустя 4 месяца было проведено повторное тестирование для проверки эффективности мер, в результате оказалось, что средний уровень мотивации поднялся с нормального уровня на высокий уровень. Повторное тестирование учеников 6-8 классов показало, что спустя 4 месяца в школе практически не осталось детей, которые не знают о деятельности данного отряда.

Был сформирован постоянно действующий, активный костяк юнармейцев из 15 человек, объединенных общей целью, кроме того, подготовлена будущая смена в виде 15 кандидатов на вступление в «Юнармию».

Таким образом, достигнутые результаты говорят об эффективности разработанных мероприятий, и следовательно цель проекта достигнута - выявлен комплекс педагогических условий повышения мотивации учащихся к вступлению и работе в рядах ВВПОД «Юнармия».

Список литературы:

1. http://отечестворт.рф/metod/008/002.html ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г.. №373);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г.. №413);

4. Пасякин В. «Юнармия» завоевывает высоты (рус.) // Ориентир: журнал. — 2016. — № 10.;

5. Миранович Г. «Юнармия» крепнет (рус.) // Красная Звезда: газета. — 2016. — 13 октября;

6. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. - М: Знание, 1979.;

7. Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать. – М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007;

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб издательство: Питер, 2002 г., 720 стр;

9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: МГУ, 1971;

10. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1973;

11. Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации //Омский научный вестник. – 2014. – №. 1 (125);

12. Сидорова И. В., Ананьева А. В. Развитие мотивации учащихся к самореализациина уроках и во внеурочной деятельности //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №. 1;

13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте //М.: просвещение. – 1983. – Т. 96;

14. Tracy L Morris Fashion in the classroom: Effects of attire on student perceptions of instructors in college classes// Article in Communication Education 45(2):135-148 · April 1996;

15. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с;

16. Устав всероссийского детско-юношеского военно патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» от 28 мая 2016 г. Москва, 2016.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций