Воспитание детского лидера в общественных объединениях детей и подростков

Калинкина Ирина Юрьевна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования
МБУДО "ЦДОД "Заречье" Кировского района г. Казани


Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности.

В решение задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления. "Идеального" молодого человека наших дней должно характеризовать: а) стремление к успеху; б) воля к победе; в) принятие всей меры ответственности за результаты своей деятельности только на себя; г) преданность национальной идее (мечте). Главный, системообразующий элемент всех ценностных ориентации здесь - "успех". Изменяться могут представления о средствах достижения успеха, но сам успех остается центром жизненных устремлений. Россия нуждается в людях, верящих в победу над обстоятельствами, мечтающих о великой и могучей России, в которой они - хозяева жизни. Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. В число важнейших задач современного образования и воспитания входят:

• Подготовка подростков к жизни и работе в завтрашнем высокотехнологизированном обществе.

• Задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, самоопределения.

Формирования умений и качеств, необходимых человеку 21-го века, таких как способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения, способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, социальном контекстах. Следовательно, сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах - взаимодействия необходимо развивать следующие качества:

• коммуникабельность;

• сопереживание;

• ответственность;

• инициативность;

• сочувствие;

• самоуважение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. Детские общественные организации и объединения помогают направлять творческую активность детей в нужное русло, способствуют воспитанию инициативы, и лидерских качеств личности ребёнка. Ярким примером детского объединения, где создаются условия для раскрытия и развития лидерских качеств подростка является. Ассоциация детских общественных организаций и школьного ученического самоуправления Кировского района «Мое Заречье». Ассоциация открыла свои двери 2003 году в центре дополнительного образования «Заречье» Кировского района города Казани. Ассоциация «Моё Заречье» состоит из числа подростков, занимающих активную жизненную позицию в осуществлении детского самоуправления в школе. Её главной целью стало объединение ДОО и ШУС образовательных учреждений Кировского района для реализации интересов и потребностей учащихся в различных видах деятельности. Ассоциация решает следующие задачи:

- объединить активистов ДОО и ШУС школ района для участия в общественно-полезных делах.

- развивать и поддержать инициативы ДОО и ШУС школ района;

- активизировать деятельность первичных коллективов детских организаций, объединений, ШУС и отрядных вожатых из числа старшеклассников;

- формировать положительный опыт, и приоритеты детского движения в районе.

В ассоциации детских общественных организаций и школьного ученического самоуправления «Моё Заречье» действует актив старшеклассников, который обучается по программе «Лидер».

Программа «Лидер» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых активисты анализируют и моделируют ситуации, идентифицируют и классифицируют вопросы и проблемы, рассматривают различные варианты, высказывают и защищают различные точки зрения, участвуют в дискуссиях и обсуждениях, делают выводы и принимают решения. Выстраивая образ лидера, я исходила из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ лидера – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать программа обучения. Обучение по программе дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе активисты проявляют свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

Анализ результатов деятельности, и работа над программой «Лидер», дали возможность определить образ лидера как личности, обладающей следующими качествами:

• Интеллект (саморазвитие – ключ к успеху. Оно среди прочего предполагает накопление опыта, знаний и желание развиваться «бесконечно стремясь недостижимому идеалу»);

• Коммуникабельность (это не только умение четко и последовательно выражать свои мысли. Помимо этого, лидеру свойственно с помощью правильно построенной речи заинтересовывать окружающих, объединять под общим началом);

• Уверенность в себе;

• Выносливость (благодаря этому качеству вырабатывается и уже оговоренная уверенность в себе, и в то же время сама уверенность вкупе с силой воли, твердостью характера способствует выработке этой лидерской черты в человеке);

• Уравновешенность (сохранение спокойствия и трезвости мыслей, даже в самых критических ситуациях – одно из личных качеств лидера, позволяющее оставаться во главе);

• Твердость (умение сказать «нет». Умение принимать решения);

• Целеустремленность;

• Ответственность (учитесь признавать свои ошибки и принимать ответственность не только за себя, но и за группу);

• Организаторские способности (разлад в любом коллективе ведет к его распаду, нарушению его работы. Так или иначе, но настроение в коллективе создается настроением каждого его члена. Лидеру необходимо гасить все возникающие разногласия, помочь найти общий язык).

Векторы деятельности и воспитания лидера в детском объединении:

• Формирование патриотического сознания и гражданского поведения

• Формирование правовой культуры и гражданского сознания

• Формирование коммуникативной культуры

• Формирование опыта творческой, исследовательской деятельности

• Формирование опыта социально-значимой деятельности

• Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников

В процессе работы Актива Ассоциации «Моё Заречье» ребята овладевают основами организаторского искусства, у них формируется познавательный интерес к родному краю, его истории, природе и культуре, они учатся работать в команде, определив для себя свой путь. Деятельность в активе Ассоциации позволяет правильно найти свой путь в жизни, свою профессию. Стать успешным человеком с активной жизненной позицией. Активисты Ассоциации детских общественных организаций и школьного ученического самоуправления «Моё Заречье» являются организаторами традиционных коллективных творческих дел по развитию и популяризации деятельности детского движения Кировского района и города Казани. Ребята, стремясь к лучшим результатам, живут под девизом: Мы сделаем многое, если Мы вместе!

Список использованной литературы

1.Андреева Г.М., Социальная психология. М., 2006.

2.Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

3.Битянова М.Р., Лидерство в подростковом возрасте. М., 2008.

4.Залевская А.Г. Воспитание ребенка - лидера. М.: «Знание», 2009.

5.Сбитнева В.Б. Особенности социального воспитания в детском общественном объединении. СПб.,2006.

6.Стивен Р. Кови. Лидерство, основанное на принципах, 2009.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций