Проектирование социально-педагогических проектов – средство развития профессионально-инновационной деятельности классного руководителя

Даниличева Полина Станиславовна, заместитель директора по ВР
МБОУ «Гимназия № 152» Кировского района г.Казани


Практика работы учреждений образования, история педагогики свидетельствует о приоритетной роли классного руководителя в воспитательном процессе. Это дает повод задуматься над проблемой повышения профессиональной, психолого-педагогической компетентности классного руководителя. Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно. Опыт работы нашей гимназии показывает, что проектирование социально-педагогических проектов – это средство развития профессионально-инновационной деятельности, а также развития разнообразных форм взаимодействия школы и социокультурной среды в муниципально-образовательном пространстве. Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе школы, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В связи с этим классным руководителям о важно уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов и учреждений микрорайона, города, района, а также своевременно мотивировать общественные учреждения на совместную деятельность. То есть необходимо анализировать внутренние ресурсы школы (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсы социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания. Проектные технологии относятся к технологиям ХХІ века, предусматривающие умение человека адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни в современном обществе. Проектная технология – это модель, в которой педагог создает условия для приобретения знаний и умения, обучающимися в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Эта технология всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся. Работая над выполнением проектов, детям необходимо использовать все имеющиеся источники информации по проблеме, применять и развивать способности к обобщению, выявлению главной информации, планированию своей деятельности и системному подходу к выполнению задач и решению выявленных проблем, а так же навыки публичных выступлений.

Социально-педагогические проекты ориентированы: на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития школы через проблематизацию ключевых затруднений, технологическую реализацию выбранного проекта. Это требует иного качества образования учащихся, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога, ориентированных, прежде всего на развитие личности ученика. В связи с этим классным руководителям, необходимо овладевать проектно-прогностической функцией так как только знание человека во всех его проявлениях, знание законов развития личности ребенка, закономерностей и механизмов ее становления позволят более целенаправленно и эффективно развивать необходимые способности человека ХХI века: мобильного, конструктивного, коммуникабельного, ответственного, способного быстро решать возникающие проблемы, как в своей собственной жизни, так и в профессиональной.

В своей практике классные руководители гимназии широко используют практико-ориентированные проекты (социальные), которые отражают содержание комплексной программы воспитания «Шаг в будущее»: «Спи спокойно, Воин». Целью нашего проекта является создание условий для сохранения и поддержания в надлежащем состоянии захоронений ветеранов. Формирование патриотических качеств у молодого поколения; чувства сопричастности к истории Отечества, ее героическим страницам. Проект стал победителем Зонального этапа конкурса – акции «Код успешности моей Отчизны» XX Международного фестиваля «Детство без границ».

Проекты экологической направленности включают ребят в решение социально значимых проблем реальной жизни, формируют опыт самоорганизации, ответственного отношения к достижению результатов: «Безопасная тропа». Проект - предложение строительства первого Экодука в Татарстане. Привлечение внимания общественности к проблеме безопасного перехода диких животных по автомобильным дорогам. Проект стал победителем Зонального этапа конкурса –акции «У природы есть друзья! Это – ты, и мы, и я!» XX Международного фестиваля «Детство без границ».

Важную роль в воспитании нового поколения играет помощь детям - сиротам и больным детям, помощь детям из малообеспеченных семей, помощь воспитанникам приютов и помощь детям из детских домов. За этот учебный год нами реализованы следующие социально значимые проекты:

1.«Конверт надежды». Проект направлен на помощь детям, нуждающимся в срочном лечение. Хочется отметить, что данный проект был одобрен и получил благодарность от Администрации президента РФ Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе по Республики Татарстану. Проект дает детям возможность увидеть другую сторону жизни, оценить свои данные судьбой возможности, и сделать переоценку ценностей и нравственных установок.

2.«Помоги подняться». Создание информационной карты помощи для лиц без определенного места жительства г.Казани. Проект занял 3 место в городском конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».

3.«Маленьким детям большие права!» Цель проекта изготовление буклетов, которые будут размещены в школьном дневнике с ознакомлением учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка и Декларации о правах ребёнка. Содействие в воспитание нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободе человека, правам ребенка.

Спортивно - оздоровительные проекты: «Эстафета здоровья» и «Будь здоров! Дари позитив!» Популяризация активного и здорового образа жизни. Проектная деятельность обладает неисчерпаемым потенциалом в развитии социальных способностей учеников, их познавательного интереса и творчества, является незаменимой формой организации внеклассной деятельности в школе.

Так, реализуя социально-педагогические проекты, мы предполагаем достижение в гимназии следующих результатов: будут созданы новые классные воспитательные системы, наряду с уже представленными перед школьным коллективом и педагогическим сообществом; будет выстроена такая модель, чтобы базовое основное и дополнительное образование стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создали единое образовательное пространство, необходимое для развития; будет выстроена модель классного руководителя - социального организатора, целью деятельности которого является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой классный руководитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций