Реализация авторской программы «Компас экскурсионной деятельности учителя» для развития ученического коллектива в условиях перехода на ФГОС ООО

Большакова Елена Владимировна,
Гарифуллина Эльвира Ильшатовна,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани


В связи с вступлением в силу в 2018г. нового Профессионального стандарта педагога внедрение в учебный процесс метода организации экскурсий, походов и экспедиций, а также методов музейной педагогики для расширения кругозора учащихся становится необходимостью. Проект «Компас экскурсионной деятельности учителя» предлагает эффективный рабочий инструмент для учителя-предметника. При планировании своей инновационной работы в рамках РИП педагог использует данный мульти-медиа продукт для социализации учеников. Проект представляет собой Маршрутную карту развития ученического коллектива в условиях перехода на ФГОС ООО.

Новый Профессиональный стандарт педагога побуждает современного учителя к поиску нестандартных решений в социализации выпускников школ Республики Татарстан. Региональная специфика развития музейно-экскурсионной деятельности предполагает включение в воспитание обучающихся разработку Программы «Компас экскурсионной деятельности учителя» в рамках учебного года (35 учебных недель). Для разных образовательных организаций предлагается единая компьютерная программа, которую любой предметник может адаптировать для себя с целью организации экскурсионной деятельности, учитывая учебно-воспитательные цели и задачи школы и конкретного классного коллектива, в том числе и детей с разным состоянием здоровья (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Программа «Компас экскурсионной деятельности учителя» представляет собой компьютерный конструктор Маршрутных листов экскурсий, каждый из которых имеет условное название, например: «Политехничность», «Патриоты», «Литераторы», «Искусствоведы», «Аграрии», «Олимпийцы» и т.д. В содержании конструктора заложены исходные данные по каждому направлению в республиканском масштабе, которые представляют собой афиши, контакты, демонстрационные элементы.

Общая электронная база данных музеев Казани (ресурс Яндекс. Карты) на сегодняшний день находится в стадии внедрения в работу и имеет около 50 наименований. Новаторство представленного проекта заключается в возможности адаптировать «КЭДУК» к целям и задачам любой образовательной организации, расширив уже существующую базу под профиль ОО. Например, педагоги МБОУ «Лицей №145» г. Казани, внедряя в учебную деятельность инновационный проект «Формирование политехнических компетенций лицеистов на основе внеурочной деятельности», разрабатывают конструктор с учетом политехнической направленности, используя ресурс социальных партнеров: ОАО «КМПО», КАЗ им. С.П. Горбунова, ОАО «КВЗ». Таким образом, развивая двусторонний контакт с предприятиями через экскурсионную деятельность, выпускники лицея получают уникальную возможность выбрать будущую профессию, поступив в целевые классы при предприятии. Информацию можно посмотреть на сайте https://licey145-ked.herokuapp.com/

Этап инициализации уже осуществлен, так как определены цели, задачи и приоритеты проекта. Ведется разработка годового проектного задания для 8-9-х классов. В рамках реализации нового педагогического стандарта учителя МБОУ «Лицей №145» осваивают новые методы музейной педагогики, используя их для расширения кругозора и социализации учащихся. Немаловажным для данного направления является и его политехничность: в Казани более тридцати музеев данной направленности (геологический при кафедре геологии и географии К(п)ФУ, музей МВД, музей пожарной охраны, музей железнодорожников в п. Юдино и т.д).

Таким образом учащиеся могут участвовать в процессе интеграции образовательной и общекультурной деятельности, что повысит качество подготовки обучающихся по образовательным программах в тех направлениях, по которым они планируют получить свою основную профессию.

Перспективные цели проекта: уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

Результаты работы: участие данного проекта в 20017 году в XIII Республиканском конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Инновации в образовании» принесло авторам II место.

Проблемы: реализация авторской программы «Компас экскурсионной деятельности учителя» на сегодняшнем этапе перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО имеет ряд проблем:

- технические особенности внедрения проекта;

- занятость учителя в подготовке и проведении уроков;

- мотивация учащихся при организации экскурсионной деятельности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций