Бастракова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания,
руководитель «Музея партизанской славы»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г. Казани
Более тридцати лет в школе проводятся Слеты партизан и подпольщиков. Постепенно численность партизан становилась все меньше, кто то уходил из жизни, кто то стал пропускать из-за болезни. Связь с партизанами, и тем более с их родственниками терялась. Появилась необходимость Слет для партизан переформатировать в Слет о партизанах, с приглашением детей и внуков участников партизанского и подпольного движения. Для этого с 5 по 11 класс стали получать поисковые задания: по старым спискам найти родственников, собрать поисковую информацию, выступить на слете с результатом поисковой работы.
Штаб «Поиск» Детской организации «Юная Россия», в ходе совместной работы с Активом Музея Партизанской Славы в поисковой деятельности и подготовки «Слета Партизан и подпольщиков-2017», вышли с предложением: по аналогии с пионерскими отрядами с честью носить имя героя, оформив в 5-9 классах Уголки. Выбор делать на партизанах, подпольщиках и участниках движения Сопротивления в Европе - наших земляках. В результате двухлетней работы музей вышел за пределы своего помещения, и появился в каждом классе.
Таким образом, в рамках инновационного проекта МБОУ «Школа № 98» «Проектирование образовательной среды «Школа успеха» как центра формирования патриотизма и гражданственности» стал осуществляться модульный проект «Партизанские тропы земляков».
Цель: Организовать содружество школьного музея и детской организации в увековечении памяти партизан и подпольщиков через реализацию микропроектов «Наш класс носит имя героя»
Задачи:
1.Изучить систему организации деятельности пионерского движения в СССР;
2. Разработать модель увековечения памяти партизан и подпольщиков «Уголок героя»;
3. Внедрить в традиции школы конкурс социальных проектов «Наш класс носит имя героя»;
4. Подводить итоги на ежегодном Слете партизан.
Разными путями шел выбор имени. После посещения музея партизанской славы или музейного урока в кабинете истории, проводимого экскурсоводами. На кого-то произвели встречи с родными партизан или рассказы о партизанах активистов музея, в результате чего класс принимал решение о присвоении имени. Некоторые классы в ходе выполнения поискового задания приняли решение о взятии классу имени героя, родных которого нашли.
Каждый отряд идет и своим путем в увековечении имени героя. Оформив «Уголки героя», проводят в них экскурсии для учащихся других классов. Выступают на слете партизан и подпольщиков, проводят классные часы с приглашением родных своего героя. Некоторые классы взяли шефство над могилой партизана ил подпольщика.
Председатель Совета партизан и подпольщиков РТ Гараев Р.Д на «Слете партизан и подпольщиков-2017» объявил конкурсы на лучший Уголок героя и на лучшую организацию работы в увековечении памяти имени класса.
В феврале 2018 в школе прошел первый конкурс социальных проектов «Наш класс носит имя героя», победителем которого стал 7-А класс имени Заки Нури. На «Слет партизан и подпольщиков» в апреле 2018 года были подведены итоги объявленных конкурсов. Лучшая организация работы по увековечению памяти героя была признана у 7-А класса имени Заки Нури. Победителем конкурса на Лучший уголок героя стал 6А класс имени Абдуллы Алиша.
Дальнейшие прогнозы реализации проекта.
Риски: не все классные руководители заинтересованы в развитии ученического самоуправления, некоторые с равнодушием относятся к нашему нововведению, участвуют для галочки. Это отражается и на отношении к проекту детских коллективов.
Мотивация: положительный пример с классов, которые добились больших результатов в реализации проекта, проявляя инициативу. Конкурсы, объявленные Советом партизан и подпольщиков Республики Татарстан.
Перспектива проекта: С каждым новым отрядом будет увековечена память большего количества партизан, будет вестись поисковая, исследовательская, экскурсионно-просветительская работа, защищаться научно-исследовательские работы на научно-практических конференциях, расширятся экспозиции и пополняться фонды музея.
В данной статье раскрыто одно направление модульного проекта «Партизанские тропы земляков», включающего так же участие в научно-практических конференциях школьников, конкурсах «Музей в чемодане», переформатирование проведения партизанского слета и работы самого Музея партизанской славы, единственного в своем роде в республике Татарстан.