Программа «Путь к успеху» - это путь успеха моего класса» (из опыта работы в помощь классным руководителям по программе «Путь к успеху»)

Адылова Дилбар Абриковна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г. Казани


Во многих общеобразовательных заведениях Татарстана стартовала новая программа работы с родителями - «Путь к успеху», которая помогает научить родителей подвергать критическому осмыслению свои методы воспитания, проблемы в отношениях с детьми и членами семьи, знать факторы риска, защиты и успеха родительского воздействия (1.стр20). Наша школа начала внедрять эту программу и мы уже получаем хорошие результаты. Хочу поделиться с вами своим опытом работы по этой программе.

Наш класс является базовой площадкой по профилактике психоактивных явлений и веществ в рамках программы «Путь к успеху». Вот уже второй год я применяю в своей практике эту программу, которая носит громкое название «Путь к успеху» . И действительно, хочется сказать, что это не громкие слова, а реальность , которую умело внедряя, можно получить желаемые результаты.

Не случайно наш класс был выбран для работы по этой программе. Как известно, учащиеся младшего школьного возраста очень тяжело воспринимают переход в среднее звено. Адаптационный период проходит очень болезненно для некоторых учащихся, кто-то замыкается в себе , кто- то раскрывается в знаниях и учебе , а есть и такие учащиеся , которые были предоставлены самим себе, и не видя должного внимания к своей личности , могут вступить на путь хаоса и анархии. В среднем звене если не будет строгого контроля, ежедневных бесед и мер по профилактике, дети рискуют оказаться в более страшной ситуации. Именно в этом классе происходила такая ситуация. Из 22х учащихся почти 40 % входили в «группу риска». Основная задача моя, как классного руководителя, на тот период заключалась в том, чтобы изучить личность каждого ребенка, его физическое и психологическое состояние.

Учитывая их индивидуальные способности вовлекать их в учебную и внеучебную деятельность, изучать, контролировать и корректировать поведение, учебу и взаимоотношение с педагогами, родителями и сверстниками. Беседовать с родителями этих учащихся и оказывать им помощь в адаптации, и даже наше первое родительское собрание так и называлось «Адаптация – важное условия успешности в средней школе». Изучив все эти особенности, мне, как классному руководителю, пришлось направить всю свою деятельность на следующие мероприятия:

- выявить детей, относящихся к «группе риска»;

- поставить на внутри школьный учет подростков из неблагополучных семей ;

- составить на них психологические характеристики;

- контроль за режимом дня школьника (совместно с представителями комиссии);

-организовали занятость подростков во внеурочное время в спортивных секциях и кружках;

- регулярный контроль посещаемость этих занятий и секций подростками, которые входили в «группу риска»;

- приглашались родители трудных подростков по проблемам воспитания…

Почему же уделяется такое пристальное внимание к детям из «группы риска»?

Я считаю, что там, где безнадзорность и бесконтрольность, там и могут возникнуть проблемы, которые впоследствии трудно будет решать всем: дети могут незаметно и для них самих, так и для их родителей увлечься употреблением ПАВ.

К сожалению, многие современные семьи не справляются со своей главной задачей – задачей воспитания детей. И причин этому много: педагогическая неграмотность, отсутствие свободного времени, неумение наладить контакт с ребенком проблемы в семье и многое другое. (2.стр21) Программа «Путь к успеху» явилось той долгожданной палочкой – выручалочкой, которая помогает научить родителей подвергать критическому осмыслению свои методы воспитания, проблемы в отношениях семьи и членами семьи, знать факты риска защиты и успеха родительского воздействия.(2.стр.21) Основной девиз, который мы выбрали для себя – это позитив, нацеливаться на положительное, ко всему подходить дифференцированно и самое главное – держаться курса здорового образа жизни, воспитание успешного человека с активной жизненной позиции. Чтобы собрать их воедино, чтобы у них не было времени общаться с подозрительными компаниями, вместе с завучем по воспитательной работе были разработаны ряд мероприятий, направленных на ориентацию ЗОЖ:

- это запись детей в спортивные секции как в школе, так и вне школы;

- проводить соревнования среди одноклассников, для выявления самого сильного, выносливого – это будет их подстегивать к тому, что каждый хотел занять лидерские позиции;

- девчонки отлично рисуют – среди класса конкурс рисунков «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;

- между классами проводились «Веселые старты»;

- турнир по мини-футболу , где ученики нашего класса заняли 1 место .

- сходили на футбол – посмотрели игру молодежной команды «Рубин»;

-духовное просвещение – походы в кино, экскурсии по городу, в концертный зал на урок музыки духовых инструментов;

- посетили детскую центральную библиотеку на тематические лекции, где учащиеся старались приобщиться к чтению книг;

- приглашались представители ПДН для просмотра тематических видео фильмов о вреде курения, алкоголя в раннем подростковом возрасте;

- наш класс принял активное участие в межшкольных праздниках по воспитанию и профилактике правонарушений.

Моя задача заключается в том, чтобы заинтересовать, выявить интересы их и исходя из этого привлекать детей во всевозможные мероприятия. Ну и конечно, огромная роль принадлежит родителям, только вместе с ними мы поможем нашим детям. Работа с родителями – это тоже немаловажный процесс в педагогической деятельности. Программа «Путь к успеху» показывает пути решения этих проблем – каким образом получить доверия у родителей к классному руководителю, указывают позитивные методы взаимодействие с родителями [1, c.16].

На родительских собраниях мы рассматриваем такие темы как «Выбор ЗОЖ – выбор счастливой семьи», «Учеба и внеучебная деятельность учащихся», « Психологические способности подростков младшего среднего возраста». Результаты оказались неплохими. Помимо прикладных знаний по психологии и физиологии ребенка, родители получили информацию по такой закрытой теме, как употребление детьми психоактивных веществ. И результаты начали проявляться, родители вместе со мной включились в активную сферу деятельности, каждый спешил на помощь к своему ребенку.

В этом учебном году мы не снизили темпа своей активности, мы продолжаем совместно работать. У нас сложился замечательный тандем: учитель – ученик – родитель – дом – школа - учитель. То есть мы неразрывно связаны, и эта взаимосвязь должна продолжаться на протяжении всего времени, пока ребенок не закончит школу . Мы запланировали много интересного и познавательного, которое сделает жизнь наших детей интереснее, ярче и насыщеннее, мы будем стремиться к дальнейшим высотам, не останавливаться на начатом, потому что наша цель – это воспитание гармонично развитого поколения и нам необходимо вырастить достойных граждан своей страны.

Литература

1. Вахрушева И. Г., Блинова Л. И. Путь к успеху: Пособие по работе с родителями для педагогов общеобразовательных школ. Казань: РИЦп Парус, 2007.

2. Муравина А. Родительский всеобуч: Журнал №4, 2008.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций