Развитие образно-эмоционального мышления детей в условиях формирования конкурентно-способной личности

Агафонова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №151
с углубленным изучением отдельных предметов»
Кировского района г. Казани,


Актуальность этой темы можно подтвердить словами Василия Александровича Сухомлинского: «эмоциональная насыщенность процесса обучения – это требование, выдвигаемое законами детского мышления».

Для поколения, рожденного в 20 веке, жившего в атмосфере живого общения, играя на улице до темноты, имеющих реальных друзей, невозможно представить, что наши дети и внуки в будущем будут покупать эмоциональное общение за большие деньги, как то сейчас происходит, например, с ездой на лошадях. Люди ищут специальные места, где этому учат и берут за это деньги немаленькие, и катаются для удовольствия. А когда-то было ненормально, чтобы люди не умели скакать на лошади.

Сегодня весь процесс обучения ребенка сводится к развитию его рационально-логического мышления: чтобы добиться успеха, надо то-то и то-то, чтобы куда-то поступить нужен хороший аттестат и репетитор, заниматься чем-то, что не входит в сферу этих интересов – пустое времяпровождения.

Но человеческое мышление изначально двусторонне: его составляют рационально-логическая и эмоционально-образная сторона как равноправные части. Путь гармоничного развития подрастающего поколения подразумевает не только изучение содержания опыта, но и его проживание, переживание. Нельзя передать новым поколениям опыт эмоционально-образного мышления путем только лишь теоретического познания. В этом состоит сущность художественной дидактики.

Традиционные определения мышления, данные в трудах Васильева И.А, Изарда К.Э., Рубинштейна С, Л., Тихомирова О.К, в большинстве учебников по психологии «Эмоции и мышление», «Психология эмоций», «Основы общей психологии», «Психология мышления» обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность, то есть мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания.

Образное и эмоциональное мышления-неотделимые части разума. Они играют огромную роль в процессе мышления и тесно связаны друг с другом. Первое всегда присутствует в процессе мышления, второе помогает образному достигать моментов озарения мысли, вырабатывать новые оригинальные идеи.

На первом этапе образно-эмоционального мышления Разум воспринимает реальность с помощью зрения, слуха и других возможностей организма. На втором - образ формируется в процессе размышления. Третий этап — эмоциональное мышление, цель которого изменить созданный образ, внести в него что-то новое, ранее не существовавшее в реальности.

Третий этап наиболее важен. Большинство людей, не могут его преодолеть и внести что-либо новое, оригинальное в существующую реальность. Можно сказать, что третий этап-удел талантливых людей.

Для целостного развития личности ребенка требуется обращение к его образно-эмоциональной сфере сознания. Образное мышление-один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением, в основе которого заложен чувственный подсознательный импульс, возникающий в виде художественного образа.

В основе искусства пения, по мнению выдающихся физиологов, лежит приоритет образного мышления. Воспитание певца – это прежде всего воспитание и развитие образного мышления, которое проходит ряд составляющих его ступеней: Представление. Осмысление. Видение. Озарение. Каждое вокальное произведение требует длительного «впевания» в репетиционной работе и в публичном исполнении. Вовремя впевания происходит погружение в образ, который как бы «отливается» в законченную художественную форму.

ДШТ «Веселые человечки» - это вокальный кружок, представляющий собой внеклассную форму обучения в средней общеобразовательной школе №151 г.Казани.

Вокальный кружок как традиционная форма внеклассной работы существует уже много лет. Цель программы такого кружка состоит в создании условий для самореализации обучающихся в области искусства вокала.

Деятельность шоу-театра «Веселые человечки» определяется авторской программой, рассчитанной на 3 года обучения, в основе которой лежит авторский репертуар (более 120 песен).

Отличие ДШТ «Веселые человечки» от традиционного вокального кружка состоит в том, что он нацелен на комплексное творческое развитие его участников не только посредством вокала, но и других искусств – танца, театра, музыки, литературы, сценографии – объединенных в единую творческую деятельность.

На всех этапах реализации программы шоу-театра «Веселые человечки» особое внимание уделяется образно-эмоциональному развитию участников коллектива. В этом процессе важную роль играет репертуар, который создается руководителем с учетом индивидуальных данных, возможностей, темперамента, духовного потенциала каждого ребенка. Большое внимание уделяется работе над образом песни, ее эмоциональным переживанием. Правильно поставленные цели и задачи позволяют воспитанникам ДШТ «Веселые человечки» с весьма скромными природными данными занимать призовые места на конкурсах и фестивалях различных уровней

Учебный процесс в вокальном кружке – это важный этап в развитии образно-эмоционального мышления учащихся. Одним из примеров учебной деятельности, способствующих развитию образно-эмоционального мышления учащихся, является инновационный вокально-речевой тренинг «Научись управлять своим голосом».  Его задача- вовлечь детей с разно уровневой подготовкой в процесс овладения своей речью и голосом, но сделать это надо настолько грамотно, чтобы в процессе приобретения вокальных навыков сохранить образно-эмоциональную сущность ребенка, преобразовав его восприимчивость и переживания в образно-эмоциональное мышление.

Вокально-речевой тренинг состоит из 2-х блоков: «Речевая разминка» и «Вокальная распевка». Ребенок знакомится с диапазоном своего голоса, красками звучания в различных регистрах и резонаторах.  Имитируя движения животных и птиц, соединяем отрывистое и протяжное пение. Данный тренинг позволяет быстро овладеть основами дыхания и пения, для того чтобы с помощью голоса уметь выражать свои эмоции во время исполнения произведения на различных школьных мероприятиях.

Развитие образно-эмоционального мышления участников ДШТ «Веселые человечки» осуществляется в условиях исполнительской деятельности, которая является результатом многомесячной кропотливой работы. Исполнительская деятельность – это не только погружение в образ во время исполнения песни, но и умение эмоционально-образного перевоплощения участников коллектива на протяжении всего театрализованного действия.

Обучающая и исполнительская деятельность последовательно переживает все ступени образного мышления.

Сегодняшняя школа готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее, к чему же мы их должны готовить? Вот тут-то ребенку и пригодится развитие его образного мышления, проходящего через представление, осмысление, видение и озарение приводящего к созданию новых идей.

Нашей сверхзадачей является не столько постановка дыхания, вокала, сценического движения, сколько помощь каждому ребенку осознать себя личностью, быть естественным и искренним в проявлении эмоций. Развитие образно-эмоционального мышления участников шоу-театра «Веселые человечки» обогащает их духовный мир, адаптирует к окружающей среде, позволяет стать более осознанными в обучении, делает более чуткими к каждому проявлению чувств.

Таким образом, постоянная опора на образно-эмоциональное мышление делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, развивает воображение.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций