Английский театр как форма внеклассной работы в рамках поликультурного образования

Зотова Аида Рафаилевна,
Хабибрахманова Римма Рафаэлевна, учителя английского языка
МБОУ «Гимназия №102 имени М.С.Устиновой»
Московского района г. Казани


Особая роль в развитии личности и формировании мышления принадлежит языковому фактору. Владение двумя или несколькими языками – залог формирования этнической взаимотерпимости, путь к формированию гражданина, полноценного члена общества. Знание языков, а через них знание культуры разных стран обогащает духовный мир человека, расширяет его кругозор, раскрывает перед ним возможности объемного и равностороннего познания мира. Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к формированию поликультурного социума. Поликультурный социум - это такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школьной аудитории. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликультурное образование. Преподавание иностранного языка и иноязычной культуры способствует формированию у учащихся умения общаться, сосуществовать с людьми разных этнических групп, формирует богатый опыт социально-культурного общения, который является прочной базой приобщения учащихся к глобальным ценностям цивилизации. Переход к информационному обществу требует полноценного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих её вхождение в мировое сообщество, позволяющих успешно функционировать в нём. Как отмечает Р. П. Мильруд, «Сменились ценностные ориентации. Самая большая ценность - свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира». Ученик должен владеть знаниями, представляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществления деятельности, современными ценностными ориентациями, основами межкультурного общения внутри страны, на международном уровне.

Особенными характеристиками технологий поликультурного образования в обучении иностранным языкам выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

На наш взгляд, такая форма внеклассной работы как театральный кружок на английском языке является одним из средств поликультурного образования, и как мощное средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания и практические навыки учащихся по иностранному языку, но развивает логическое мышление и смекалку; выявляет более одаренных и способных детей, способствует их дальнейшему развитию, вовлекает детей в занимательные занятия, а этим укрепляет дисциплину, воспитывает целеустремленность, организованность и коллективизм и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, что неразрывно связано с поликультурным образованием.

В нашей гимназии есть театр на английском языке. Ему уже 6 лет. “Рождение” школьного театра явилось одним из направлений внеурочной деятельности учителей и учащихся. Для нас и наших учеников это стало попыткой реализовать внутренние творческие возможности учащихся. В основном мы ставим сказки, которые очень нравятся нашим детям, нравится участвовать в спектаклях и нравится смотреть. В нашем репертуаре такие спектакли, как «Золушка», «Алиса в стране сказок», «Буратино», «Красная шапочка», «Волшебный мир Диснея» и другие. Эта работа для нас очень значима, т.к. даёт детям возможность почувствовать, что они могут самостоятельно применить знания английского языка на практике, адекватно оформив мысли с помощью различных языковых средств. Это, безусловно, укрепляет в них способность к самостоятельной деятельности и развивает чувство самоуважения и гордости за проделанную работу, а также помогает понять важность совместного труда и ответственности каждого за порученное ему дело. В рамках поликультурного образования «Театр на английском языке» даёт возможность ученикам познакомиться с культурой разных стран, их обычаями, традициями, национальным костюмами и кухней.

Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания иностранного языка отводится место родной национальной культуре. В современных УМК по английскому языку содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Наша задача состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Именно материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополнит содержательную сторону речи. Реализация регионального компонента на уроках английского языка становится не только средством формирования разных видов компетенций, но и имеет также большое воспитательное значение.

Наши постановки мы показываем в гимназии учащимся начальных классов. Ежегодно мы стараемся принимать участие в районном и городском конкурсе «Фестиваль знатоков иностранного языка», и на протяжении трёх лет являемся победителями как районного, так и городского этапов конкурса. В прошлом году наш театральный коллектив стал финалистами Республиканского конкурса театральных коллективов на английском языке. Проделанная работа показала нам, что театральная деятельность учащихся на английском языке помогает повысить успеваемость, а также мотивацию к изучению иностранного языка. Что касается успеваемости, то она повысилась. Проследив успеваемость этого класса (группы, т.к. на английский язык класс делится на две группы), результаты нас обрадовали, т.к. качество обучения всегда на высоком уровне, но все же есть продвижения вперед. Например, в 2016-2017 учебном году качество обучения за текущий год составило 88%, а уже в 2017-2018 – 93%. Анализ контрольных работ по языку по всем видам речевой деятельности доказывает, что учащиеся из театрального кружка имеют улучшения в аудировании, монологической и диалогической речи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что такая форма внеклассной деятельности как школьный театр на английском языке повышает интерес учащихся к изучению этого предмета. Сцена - это место раскрепощения, перевоплощения, игры, раскрытие себя для нового. Изучая иностранный язык в действии и движении, ощущая потребность в новых формах, словах и выражениях, ребенок не только развивается сам, он также стремится узнать все больше о языке и о культуре той страны, где разговаривают на этом языке, но главное он воспитывает толерантность к «другим» детям. Театр как синтетический вид искусства позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Ролевая игра, лежащая в основе театрального действия, важна как главный вид упражнений в говорении и, сопутствующим его аудировании. Использование театра и театральных методик в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивает способность к обоюдному пониманию и уважению.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций